ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – ЗАКАЗЧИК ДЛЯ КРЕАТИВНОЙ КАСТЫ

1.

Все мировое искусство до 19 века было церемониальным: всё творчество носило заказной характер. В СССР эта практика возобновилась.

Миллионы произведений всех видов искусств, которые мы знаем, были заказаны для церемоний, ритуалов, миссий, праздников и прочее. Казалось, бы зачем нашим предкам было насекать на глиняные сосуды черты, резы, фигуры, если они были предназначены только для хранения воды, пищи и их употребления? Делать было нечего? Думается, семь-пять тысяч лет назад, когда выживание было формой жизни, было чем заняться, а не стараться над орнаментами кувшинов.  

Значит смысл был. Искусство началось с диалога с высшими силами – для участия Их в жизни людей  — путем Церемониального, ритуального диалога. Это когда каждое действие – Знак признания и отношения с Высшими силами. Это потом Знак стал элементом орнамента, привычным делом. Но если внимательно присмотреться, то искусство уже тогда было настолько серьезным обременением, что стоит удивиться – кто же принуждал? Вот фрагмент керамики с места энеолитной стоянки на озере Миассово Челябинской области, который возбуждает вопрос: столь детальное, тонкое начертание цепи точек – это к чему, это зачем? И это еще не самый искусный орнамент!

Развитие его показано в работах синташтинского периода. Тут уже, несомненно, рука профильного мастера, — потому что даже для соблюдения пропорций вокруг кувшина нужно мастерство. Но зачем? Делать было нечего? Кто заставлял?    

А кто сочинял орнаменты? Да орнамент ли это? Или явные знаки – «притягивающие» Солнце, Благо, жизненные силы. Это – не орнамент, это символы Отношений с Высшим. Попробуйте посочинять знаки, которые мы сегодня воспринимаем как орнамент – то есть украшение. Серьёзное занятие. То есть никакого украшательства в те времена не было.

Синташтинцам было чем заняться. Но они воспитали сотни мастеров, которые эти орнаменты на сотнях тысяч кувшинов разнесли по всему Уралу и ближайшей Сибири. Но зачем? Зачем значительное удорожание кувшина? Экономические соображения уже тогда имели смысл.

А если такая логика. Кувшин – просто мятая глина, земля, будет ли она жить и давать жизнь? Да, в кувшин, чтобы он жил и справлял ваши нужды, должен прийти Дух Жизни – по тем временам это было Солнце и символы Живой Земли.

Что за дурь? – спросите вы. А пять тысяч лет назад полагали, что пока в землю – а кувшин это и есть превращённая земля – не придёт Солнце и не будет в нём жить – кувшин будет мёртвым и будет нести смерть. Вы скажете, первобытная магия, — и будете правы. Такая она и была тогда, только решала проблемы чистоты, гигиены и прочее. Если сегодня не всех можно заставить посуду мыть и убирать за собой мусор, – то в те времена мытье посуды, особенно зимой, было делом титаническим, но Высшие силы под страхом смерти обязывали держать посуду в чистоте – это веление Солнца. Иначе смерть!

Перед нами формат церемониального управления.

Уже восемь тысяч лет было понимание, что такое церемониальное управление.   

Но кто настаивал на церемониальной природе Предмета, кто занимался магическим управлением? Да, те, кто понимал Мир как Производное Солнца – наши предки жрецы-солнцепоклонники.

То есть Искусство было производным от Церемониальной Задачи, а значит Жрецы, которые организовывали процесс, стали первыми Заказчиками художников, а потом и музыкантов, скульпторов, танцоров и прочих представителей Будущей Креативной Касты.   

А украшательство стало возможным в момент, когда насытилось огромное количество людей и возник торговый оборот украшениями. 

Но изначально произведения Искусства были привязаны к Церемониалу.

Эта традиция имеет уже десять тысяч лет. Исключение составил 19 век, когда впервые образовался такой деятель, как свободный художник. Но в СССР Сталин всё поставил на свои места, заставив всех творцов работать для Церемониального Оснащения страны: Павка Корчагин становился Символом, а затем ритуальной фигурой – переходя в полотна, песни, стихи, речёвки  и прочие вдохновизмы.  

То есть Церемониальная Индустрия была первым и основным заказчиком Искусства даже в атеистическом СССР.

И хаос либерального маразма 90-х и до сих пор показал, что Заказное Искусство на порядки сильнее, интереснее, и – дороже.  

2.

И тут художнику нужно решить: как он будут жить и работать: свободным, но никому не нужным, бедным деградантом, или, отстраивая свой талант под заказ и выпендриваясь только по секрету, в духе Рафаэля?

Кто поспорит, что Сикстинская Мадонна – заказ? Никто. Просто об этом мало кто знает. А ведь заказчик – на полотне!

Почему – Мадонна Сикстинская? – На картине Святой Сикст, Шестой, встречает Мадонну. Картина писалась для монастыря Святого Сикста в Пьяченце, но Мадонна идёт к Папе Юлию Второму – который в образе Святого Сикста! К заказчику!

Картина гениальна? Да. Воротило Рафаэля от Заказа? Наверное. Это понятно из того, что мы видим несомненную издёвку – Рафаэль Папе на правую руку пририсовал … шестой палец! Посчитайте.

Но что осталось — Шедевр или раздражение Рафаэля от Заказа?

Шедевр. Этим всё сказано.

Но дело не в этом: это — Церемониальный Шедевр, потому что он делался как оформление для монастыря в Пьяченце (икон в Римском Папстве не было).

Вывод: всё гениальное искусство не только имело заказчика, но оно всегда имело Церемониальный Смысл и решало Церемониальные (ритуальные, обрядовые и проч.) задачи.

Практику нужно восстанавливать, что будет выгодно как для Людей Искусства, так и для Церемониальной Системы. Интересы здесь едины: Церемониальная Система требует тотального Обновления, а Искусство – серьёзные заказы.  

Понятно, что Церемониальная индустрия не единственный заказчик Искусства. Таким заказчиком является и Образование, Мемориальная сфера, Политическая сфера и другие.