ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ПОЛИТИКЕ РОССИИ

1.

Политика реализуется разными путями. Одни считают политику продолжением экономики, и это верно, другие считают политикой проявление верховной власти через законы, и это верно, третьи считают политику искусством теневых интриг, и это верно, четвертые считают политику искусством дипломатии, и это тоже верно, пятые связывают политику военным ремеслом, и это верно.

Всё это верно, но мы остановимся на аспекте, который редко связывался с политическим процессом. Мы обратим внимание на церемониальный аспект политического процесса. 

2.

Начнем с парадокса – с того, что Советский Союз, отказавшись от церемоний, тем не менее закончил как весьма церемонное государство.

Церемония имела негативное определение во всё советское время. Она связывалась с религиозным действием и отвергалась. На бытовом уровне формулировки «Давай не церемониться», «предлагаю без церемоний» было обычными выражениями. Церемонность считалась формальностью, проявлением формализма, на бытовом уровне проявлением ханженства и лицемерия, а идеологически классовым явлением, работающим на класс эксплуататоров. В школе негативная маркировка церемонии олицетворялась в героине драматурга Островского Кабанихе (из «Грозы»), требующей соблюдения бессмысленных и отживших церемониальных порядков.

Но время прошло, пришли другие порядки, тогда как назвать открытие партийного съезда? Как было назвать этот торжественный процесс? Можно было спорить о терминах, но, в конце концов, партийная лексика пришла к тому, что признала словосочетание «церемония открытия двадцать пятого съезда Партии» законной, что для советского уха было непривычно, поскольку от церемониала отказались, как и от издержек прошлого. Далее шли массы других церемоний: встреча делегаций, разрезание ленточек при открытии построенных объектов, церемоний связанных с памятными местами, мавзолеем Ленина, похоронами, демонстрациями и проч.  

Интересен вопрос в двух следующих частях: как случилось, что в атеистическом государстве церемония победила, и как политическая власть сумела приспособить церемонию в своих интересах. А главное, зачем это надо было делать? Неужели нельзя было на партийный съезд запустить людей попросту и без лишних церемоний, без пения «Интернационала», без массового вставания, без внесения знамён, речевок пионеров и комсомольцев начать доклад Генерального секретаря?  

3.

Церемония — от латинского сerimonia – благоговение, культовый обряд. (Словарь иностранных слов 1984 г.). Церемония у Ожегова тоже торжественный обряд.

Понятно, что словари многое недоговаривают и делают акцент на обрядности. Обряд – это внешнее убранство. Не более того. Главное другое. Главное в том, что церемония – вторичное явление относительно идеологии и политики, поскольку определение торжественности – в руках политики и идеологии. Церемония — всего лишь исполнительский рисунок политической идеологемы.

Далее, если понять, что церемониал – это повторяющееся неоднократно торжество, и рано или поздно дата торжества уходит в прошлое, то на передний план выходит другой аспект церемониала – торжество в часть памятного события. Иначе говоря, церемониал начинает выполнять мемориальную, воспоминательную функцию. И положение о том, что именно помнить, а что забыть – тоже политический выбор и выражение политической позиции. 

Поэтому само определение торжества есть политический акт. Поэтому по церемонии можно судить об идеологии, а по церемониальной идеологии о политике.

Но почему все же политика прибегает к церемониальным технологиям? Почему даже воинственно атеистические режимы не могут обойтись без этих технологий? Почему политика востребует церемониал, и церемониал становится явлением политическим?

Ответ надо искать в разъяснении, почему торжественность привлекает политические силы?

4.

Ключ к пониманию необходимости церемониала в политике лежит в понимании идеи торжества. Торжество – это венец победы, которая превращается в массовый восторг, в атмосферу радости. Торжество – это массовое действие победителей. Церемония – это фактически оформленная демонстрация победы. 

Политический процесс без побед невозможен. Если политическая сила не побеждает, она проигрывает. Долго проигрывать политическая сила не может: она либо исчезает, либо рано или поздно побеждает. А если так, то вопрос о признании победы массами, вопрос об общем торжестве открыт. И в этот момент политические силы прибегают к церемониальным техникам. Более того, церемонии становятся проводниками политических идей, поскольку люди, участвующие в церемонии в первую очередь признают победу, прославляя её в тостах, речах, действиях.

Все это говорит, что церемония имеет гораздо более широкий смысл, нежели обрядово-религиозный. Фактически – это любой установленный порядок торжества (даже если это похороны – тоже в некотором смысле торжественно-признательная акция). Это значит, что понятие церемониала требует расширения, дополнительной дешифровки и раскрытия дополнительных значений, в нашем случае политического значения.

5.

Политическая власть (или политическая сила) прибегает к церемониальным техникам по нескольким причинам. 

В первую очередь, церемониал – это повторяющееся действие, переходящее в традицию. То есть нельзя сказать, что политическая воля, приказ заставил кого-то поднимать бокал в честь такого-то события. Это уже традиция, «так – надо», потому что за это принято поднимать бокал. Политическая воля прячется за церемониал и не раздражает своим появлением.

Иначе говоря, политическая воля, переведенная в традицию через церемониал, становится незаметной неявной пропагандой, мол, это не властное – это традиционное привычное дело, которое нет смысла обсуждать, потому что очевидно.

Получается, церемония — форма скрытия политического влияния, которое тем не менее является фактом. 

Во-вторых, торжество всегда имеет эффект праздника с его возможностью отключиться порадоваться, отдохнуть, получить положительные эмоции, положительный заряд. Церемониал заканчивается весельем и радостными пассами масс. Иначе говоря, церемония заканчивается всегда положительными результатами для каждого, а это значит персональным признанием политических установок, внесённых в церемониал.

Это особенно ценно для политического истеблишмента, что человек лично признаёт политическую установку через радость и восторг.

В-третьих, торжественный церемониал – явление массовое. Эффект обмена идей в массе известен всем социологам, когда массовый восторг и радость агитируют человека пуще любой упорной и самой изощрённой пропаганды. Политтехнологи давно отметили, что в толпе, разгоряченной восторгом от церемониального шествия, можно бросить самый рискованный лозунг – и он прокричится людьми.

В-четвёртых, церемониал – явление дисциплинирующее. Если принято стоять на вытяжку ри инаугурации президента, а не сидеть в развалку в кресле – не надо объяснять, почему: принято. Без церемониала ситуация может быть сложной: надо объяснять, что положение стоя более уважительное, чем положение сидя и более приличествует данному событию. Это может вызвать споры, недоумения, конкуренцию статусов. В церемониальных рядах может быть близкий друг президента, с которыми они еще в песке играли, а здесь он должен вставать и чествовать близкого старого приятеля. Церемония выравнивает отношения, снимает конкуренцию статусов, родственных эмоций и делает процесс единым.

В-пятых, церемониал подавляет оппозиционность и работает на сплочение. Представьте съезд какой-нибудь партии, когда звучит партийный гимн, а в партии есть оппозиционеры, которые против руководства, против программы. Но звучит гимн партии, и даже самые суровые оппозиционеры не могут не встать и не пропеть гимн. 

В целом же церемониал имел и имеет вдохновляющий и направляющий смысл. А если вникнуть в духовный смысл каждого торжественного действа, то и духовный смысл. Именно поэтому церемониал требует деликатного, тонкого подхода и уважения чувств. Но в нынешнее время мы наблюдает как раз обратный процесс – через церемониал начинают выяснять политические отношения политические силы.

6.

Церемониал имеет огромный для политической силы потенциал влияния на массы, а поэтому церемониальные узлы – праздничные даты, торжества, священные памятные события являются полем для политической конкуренции. Свежи еще конкурентные процессы вокруг советского праздника Октября — даты свершения Революции. Праздник фактически отменён, что говорит о том, что церемониал – это серьёзная политическая технология, о которой не очень принято говорить по причине того, что церемониал входит в жизнь людей глубоко и прочно, поэтому любые резкие движения здесь чреваты коллизиями. Так же много лет идёт противостояние между демократами и «консерваторами» по поводу Мавзолея Ленина и неизвестно чем закончится. Последний в этом отношении известный шаг – установка памятника Ельцину в Екатеринбурге. Думается, никогда ещё власть в России не осмеливалась ставить памятники столь спорной на момент установки памятника фигуре. 

7.

Политическая конкуренция отражается на церемониале и является для последнего проблемой, поскольку политическая борьба называет одно и то же разными именами. Церемония же тяготеет к однозначности, иначе она не выполнит свою роль – воспроизведения торжества. Это вызывает хаос в церемониальных процессах и чувство апатии у масс, когда появляется ощущение, что торжество «ненастоящее», назначенное сверху, а не завоёванное массами в борьбе. И чем больше политических сил влияния, тем больше хаоса, поскольку каждая сила приходит со «своими» торжествами и своим церемониалом, что сразу переполняет рынок церемониала, даёт переизбыток праздненств и торжеств, что влечёт за собой дискредитацию торжеств. В таком контексте и политика становится как бы ненастоящей – временной, преходящей, фиктивной.   

А если учесть, что политическая конкуренция в церемониальном плане есть взаимная дискредитация церемониалов, то люди в конечном итоге остаются у разбитого корыта: всё святое попрано — и ничего святого нет. А если добавить, что есть политически неуравновешенные силы, которым чем меньше святого в душах людей – тем лучше для этой силы, то вопрос о защите и упорядочивании церемониального процесса встал остро.

Чтобы политическая конкуренция в церемониальном плане не была столь разрушительной, необходимо законодательное ограничении влияния политически неуравновешенных сил на формирование и проведение церемониальных процессов. Необходим федеральный «Церемониальный кодекс», способный доказательно и чётко определить, каковы основы церемониальной идеологии в стране, какие церемониальные процессы и в какой форме имеют значение и право на существование.  

Иначе, на рубежах столкновения политических сил церемониал может не выдержать и стать полной фикцией, что приведет к потере как духовного, так и политического начал в России.