ОТДАЙТЕ ПАТЕНТЫ – И МЫ ВАС ПРОСТИМ

Фильм Михаила Ромма 1950 года «Секретная Миссия». Фильм сделан на историческом материале, но тема очень современная. И снят очень неплохо, фактурно, наши артисты очень вписываются в самые чуждые роли, чувствуется школа. Не чета нынешним, которые умеют играть только себя. Но многие удивятся, выяснив в чем современность темы.  

Шпионский детектив. Американский сенатор тайно приезжает в январе 1945 года в Германию. В Германии многие уже готовятся к сдаче Германии Штатам или Англии. Идёт торг. В торгах участвуют Борман, Шелленберг, Кальтенбруннер и они продают германскую агентуру на Балканах. Но это Сенатора мало интересует.  

Фильм по своей советской задаче разоблачает этот торг – мол, суки американы и британы, что так себя ведут:  за спиной — сепарация. Это конечно в фильме есть и это так. Но главная миссия Сенатора не в этом.

В чем же? Зачем же Сенатор приехал? Что покупал? По фильму немцы пытаются продать то, что они считали важным. Но Сенатор – от бизнеса. И он приехал к… Круппу. И вот разворачивается главная интрига вокруг Круппа и его промышленников-единомышленников. Они собираются в доме Круппа. Крупп с палочкой, он болен, но бодр. Вопрос, что с ними будет, когда придут американы.

И вот Сенатор ставит вопрос о том, чтобы германская промышленность в обмен на оправдание в участии в войне отдала все свои патенты. Если сказать просто – требовала отдать все свои мозги и результаты их работ.

Когда мы спрашиваем, как сумела германская промышленность сохраниться и быстро восстановиться после войны, ответ в фильме – отдав права на все свои наработки американам. Суть патента – не столько в собственности, сколько  в правах на использование. И это удивительно – вроде бы американы могли бы просто отнять все патенты как оккупанты, но тонкость патента в том, что это целый портфель по каждому узлу, агрегату и проч. Это вагоны документов разработок. Их спрятать – не вопрос. Это не завод, который в портфель не положишь, а вот патент – легко.  

Поэтому Сенатор требует от них самим отдать патентные документы. И Германия отдала все свои патенты. И только после этого американы начали заводить свои доллары в Германию – потому что обеспечения своей марки у Германии уже не было.

Это важный момент, который все забывают: ответ на вопрос, почему Германия столь отвязно позволила ввалить в себя оккупационные (по сути) доллары? Объясняется просто: у них не было своего обеспечения – то есть у них уже не было своих денег.

Мораль сюжета из фильма проста: Страна без своих прав на свой интеллект – дегенеративная пустышка, которая может быть только чужими оборотными средствами. Суверенитет потерян в момент, когда Германия лишилась своих патентов, права на свой мозг!  

Это к вопросу о текущем моменте. Многим надо пересмотреть фильм именно с этой точки зрения и задать вопрос о роли интеллектуально-креативного класса в структурировании суверенитета страны.  

И здесь вопрос уже кастовый.

Понятно, что ни Крупп, ни Шахт не занимались разработками узлов и технологий. Несмотря на то, что Круппы стали знамениты тем, что они встали на ноги изобретение литого прочного вагонного колеса, — не они занимались разработками. Занимались инженеры, теоретики, физики, химики и проч. То есть они авторы и обеспечители патентов. Но собственность патентов на Круппах.

И Круппы просто продают – отдают патенты в чужие руки! Лихо.

Возникает проблема: отношение промышленников с креативным, научным классом, кастой. Как же так – мы нарабатывали, а вы слили все наши мозги нашим и вашим конкурентам! Это же не просто так – в каждом патенте есть система связей с другими научными работами и патентами. К примеру, у тебе есть лодка, но нельзя изготавливать вёсла, – лодка бессмысленна.   

Если кто думает, что это оригинальная ситуация, то нет. То же самое произошло в СССР с момент его крушения – когда был разграблен ВНИИГПЭ – институт патентных исследований и патентования — Всероссийский научно исследовательский институт государственной патентной экспертизы. То есть советский политический класс, чтобы заслужить лояльность, также торганул мозгами страны – слив их в виде патентов!  

Это вторая коллизия учёных – уже с политическим классом, который продал их мозги за полкопейки – а часто даром отдал. Не своё ведь, да и куда их, эти бумажки с цифирками и схемами девать?  — лучше отдать в хорошие руки.

Надо обратить внимание на мародерскую стилистику всех изъятий интеллекта – в период завершения войны. Это к вопросу, зачем штатсы и британы организуют войны.