КОРЕНЬ УЧ/УК – ОТКУДА?

1.

Небывало распространенный корень УК/УЧ ищет своё исходное – корень. Да, они тоже корни, но потерявшие ясный исходный. А его важно найти, чтобы понимать, что имели в виду наши предки, когда культивировали это слово.

Начнём с того, что группа понятий с этими корнями вращается вокруг понятия учения, науки, ученика, учителя – и прочих. Но что означает корень? 

2.

Сразу нужно отказаться от ложной этимологии: ук-азать, мол, направлять, поскольку . слишком прозрачен корень каз: у-каз-ать.

Или совсем экзотическое: ка-уч-чук – не имеет отношения. 

Притом надо отметить, что Ч – более позднее, чем К, это значит изначален – УК.  

3.

По закону о строении изначального корня – согласный-гласный-согласный, скорее всего, отторглось согласное. Но какое?  

Здесь придётся прибегнуть к гипотетическому обратному метонимированию: что могло бы представлять мозговой процесс, познание, мышление, передачу знания? 

1. В-ук? –на-вык? – вык, привыч? – то есть учение вращается вокруг понятия навык, то есть обретенная привычка.

2. Л-ук? – Лук – то, что направляет стрелу в цель. Отсюда луч – солнца, света (познания, учения).

3. Т-ук? – вряд ли (с-тук?).

4. Н-ук? – вряд ли. 

5. Б-ук? – вряд ли название дерева.

6. С-ук? – вряд ли название древесного отростка.

4.

Скорее всего, конкурируют в-ук и л-ук.

Л-ук – имеет вариант глубокой истории, поскольку вариативность очень велика – от лука – растения, Луки – имени, Лукоморья – что это? Лук-ошко, затем – лучина, луч, лучше. 

Корень Л-ук//ч  — световой след от солнца. Свет познания, вроде подходит. Но растение горькое и странное. Не подходит.

В-ук: тогда однокоренные части к ук становятся ык (на-вык). Тогда древнее: навучился. Логика смысла приводит в к тому, что древние почитали обучение и обретение навыка одним и тем же процессом. То есть если сегодня обучение сводится к передаче знания, то древние имели в виду конец познания – начало практики – применения знания. Причем не просто применения, а профессионального, «обвычного».

Рудименты в языке и наречиях остались до сих пор: «обвыкся я тут», «чрезвычайный» (сверхпривычный).    

Надо признать, что «В» в активном обороте слова не жилец в корне, обрастающем аффиксами – суффиксами и префиксами: он не выдерживает срединного места – между нарастающими корнями и два другими частями корня: об-в-ычай, об-в уч-ай.   

Проверяем на производных и логике выпадения первого согласного корня.

На-в-ука. В-учёный – ученый.

Вывод: происхождение понятий ученый, наука, учение но основе древнего слова и понятия в//ык//ч – привычка, обычай, приучася, привыкай – которые соединяют в себе познание (теорию) и практику, что не противоречит нынешнему пониманию познания как именно практическому и результативному применению знания. Наконец знание и навык всегда шло об руку: учитель – наставник показывал приём и объяснял одновременно.   

Очевидно, что происхождение найдено.