КОРЕНЬ УЧ/УК – ОТКУДА?
1.
Небывало распространенный корень УК/УЧ ищет своё исходное – корень. Да, они тоже корни, но потерявшие ясный исходный. А его важно найти, чтобы понимать, что имели в виду наши предки, когда культивировали это слово.
Начнём с того, что группа понятий с этими корнями вращается вокруг понятия учения, науки, ученика, учителя – и прочих. Но что означает корень?
2.
Сразу нужно отказаться от ложной этимологии: ук-азать, мол, направлять, поскольку . слишком прозрачен корень каз: у-каз-ать.
Или совсем экзотическое: ка-уч-чук – не имеет отношения.
Притом надо отметить, что Ч – более позднее, чем К, это значит изначален – УК.
3.
По закону о строении изначального корня – согласный-гласный-согласный, скорее всего, отторглось согласное. Но какое?
Здесь придётся прибегнуть к гипотетическому обратному метонимированию: что могло бы представлять мозговой процесс, познание, мышление, передачу знания?
1. В-ук? –на-вык? – вык, привыч? – то есть учение вращается вокруг понятия навык, то есть обретенная привычка.
2. Л-ук? – Лук – то, что направляет стрелу в цель. Отсюда луч – солнца, света (познания, учения).
3. Т-ук? – вряд ли (с-тук?).
4. Н-ук? – вряд ли.
5. Б-ук? – вряд ли название дерева.
6. С-ук? – вряд ли название древесного отростка.
4.
Скорее всего, конкурируют в-ук и л-ук.
Л-ук – имеет вариант глубокой истории, поскольку вариативность очень велика – от лука – растения, Луки – имени, Лукоморья – что это? Лук-ошко, затем – лучина, луч, лучше.
Корень Л-ук//ч — световой след от солнца. Свет познания, вроде подходит. Но растение горькое и странное. Не подходит.
В-ук: тогда однокоренные части к ук становятся ык (на-вык). Тогда древнее: навучился. Логика смысла приводит в к тому, что древние почитали обучение и обретение навыка одним и тем же процессом. То есть если сегодня обучение сводится к передаче знания, то древние имели в виду конец познания – начало практики – применения знания. Причем не просто применения, а профессионального, «обвычного».
Рудименты в языке и наречиях остались до сих пор: «обвыкся я тут», «чрезвычайный» (сверхпривычный).
Надо признать, что «В» в активном обороте слова не жилец в корне, обрастающем аффиксами – суффиксами и префиксами: он не выдерживает срединного места – между нарастающими корнями и два другими частями корня: об-в-ычай, об-в уч-ай.
Проверяем на производных и логике выпадения первого согласного корня.
На-в-ука. В-учёный – ученый.
Вывод: происхождение понятий ученый, наука, учение но основе древнего слова и понятия в//ык//ч – привычка, обычай, приучася, привыкай – которые соединяют в себе познание (теорию) и практику, что не противоречит нынешнему пониманию познания как именно практическому и результативному применению знания. Наконец знание и навык всегда шло об руку: учитель – наставник показывал приём и объяснял одновременно.
Очевидно, что происхождение найдено.