ЧТО ДЕЛАТЬ С ФЕРАРРО-ФЛОРЕНТИЙСКОЙ УНИЕЙ?

Открытый вопрос-предложение коллеге Веккеру.

Уважаемый Виктор Константинович!

Вытеснение, — если не сказать, изгнание, — Русской Православной Церкви с подконтрольной Киевскому режиму территории не из тех новостных сюжетов, что выносятся на главные страницы СМИ и на первые позиции телепередач. Тем не менее, это очевидно. Вытеснение идет как по линии Рима через УГКЦ (Украинская Католическая Церковь Восточного обряда), так и по линии Константинопольского Патриархата. Одновременно становится очевидной и пассивная позиция РПЦ. Максимум, на что решились иерархи РПЦ – это исключили из своего диптиха три наиболее явно продемонстрировавшие свою позицию Православные Церкви.

Однако возникает здравый вопрос: Исключили и что? На темпах захвата храмов и приходов РПЦ на «территории «У», насилии в отношении сторонников Московского Патриархата это никак не сказывается. РПЦ намерена как-то реально противостоять вторжению на свою каноническую территорию?

Я не специалист в области богословия и церковного права. Однако в силу того, что профессионально занимаюсь исследованием монархий, не мог обойти Церковь, поскольку именно она легитимирует европейские монархии точно.

И вот здесь всплывают вопросы, ответы на которые, как мне видится, могут пролить свет на поведение РПЦ.

На Ферраро-Флорентийском соборе в 1438-39-м году была подписана, а в 1452-м году оглашена в Константинополе Ферраро-Флорентийская Уния, согласно которой Константинопольская православная церковь переходила в подчинение Риму. И активная раскольническая политика, которую проводит Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей I, дает основания предполагать, что эта уния действует и обязывает.

Я задал вопрос о статусе Ферраро-Флорентийской Унии своему знакомому – не последнему человеку в Челябинской епархии. И получил довольно резкий ответ, что решения этого собора Поместными православными церквями не признаются. На вопрос признает ли решения того сбора Вселенский Патриарх, я однозначного ответа не получил. Мы знакомы только официально, общались через WhatsApp, поэтому не стал давить. Однако с одной стороны отсылка к собору, а не к унии; с другой стороны – резкость и скорость, с какой ответил мой собеседник, позволяет предполагать, что ему не потребовалось искать информацию и темой Ферраро-Флорентийской Унии в РПЦ оперируют сегодня и сейчас. Ну да это из серии догадок.

Московский Патриархат учрежден в 1589-м году Патриархом Константинопольским Иеремией II. Вопрос: Распространяются ли обязательства Константинополя на Москву? Выражаясь современным языком – отвечает ли учрежденное юр. лицо по обязательствам юр. лица – учредителя?

В Синодальный Период Русской Православной Церкви Патриарха в России не было. Но в 1918-м году Патриаршество было восстановлено. Вопрос: Были ли вместе с восстановлением Патриаршества восстановлены и обязательства (если таковые имелись)?

Если обобщить, получаются следующие вопросы:

  1. Обусловлена ли нынешняя политика РПЦ на контролируемой Киевом территории Ферраро-Флорентийской Унией?
  2. И если обусловлена, то, что с этим делать? Можно, конечно, заявлять о непризнании. Но эмоциональное непризнание – одно. А закрепленные на бумаге или даже пергаменте обязательства – принципиально другое.

Поэтому, Виктор Константинович! Обращаюсь к вам как человеку сведущему в церковных делах и профессиональному юристу с предложением разобраться в этих актуальнейших в современных обстоятельствах вопросах.