НЕНАВИСТЬ К МЕТОДУ

1.

Олег Анисимов работает с мышлением, уже готовым к работе. А можно ли, нужно ли принуждать к мышлению, методологии? Или это свободный выбор?

Мы начнем с прозы и реальности. У метода есть важный враг. Это – человек.

Можно уточнить – человек стихийный, человек неорганизованный. Можно сказать точно: человек не хочет быть рабом метода, он борется за свою субъектность. А метод лежит на пути этой субъектности.

Метод – это требование. Требование, которое форматирует человека, привычки, манеры, свойства.   

В молодости сладкий максимализм нам шепчет: всё или ничего. Бездельно-реактивное сознание человека не терпит промежутков. Царит ставка на готовое. Полностью отсутствует методическое сознание.

Именно поэтому Метод – предмет прямой ненависти молодого человека. Скорость, мощь желания никогда не стыкуется с требованием шага, его мерности, частотности. Всё существо вопиёт: всё, здесь и сейчас!

Молодой человек говорит так: зачем мне Благо завтра, если оно мне нужно сегодня? Ведь завтра оно потеряет смысл!

Логика железная. Молодость живёт под обаянием фразы, приписанной Цезарю «Пришёл, увидел, победил».

Метод отсеивает желания. Что он может спровоцировать, кроме ненависти, в таком случае?

ПОСТУЛАТ. Метод – символ принуждения, и это не нужно скрывать перед подопечным. 

Трагизм ситуации в том, что подопечный не видит и не может «пощупать» результата, к которому он идёт. «Пощупав» один шаг и сопряжённые с ним проблемы, негативные эмоции, у него отпадает желание идти к целому. Если так отвратителен Шаг, – то как отвратительный Шаг даст путный результат?

И тогда Методист становится диктатором. Он должен заставить освоить часть – шаг – независимо от непонимания результата подопечным!

Что это может вызвать, кроме ненависти?

ПОСТУЛАТ. Самое сложное — доказать, что негативная поступь даёт позитивный результат. 

Мы не скрываем, что Метод – есть враг человеческий и первое, что придётся преодолевать и обретать как друга. Этот процесс придется делать обязательным до всякого обучения. Перевод метода из врага в друга – должно быть с детства. Это первый шаг педагогической методологии.  

И это самая большая проблема, потому что дисциплина и мышления в огромном количестве представлений – антагонистичны.  

4. мышление на перепутье

Наша школа предлагает неприязнь к методологии приравнять к отрицанию жизни.  

Я бывал в философическом кружке, где понятие «дисциплина мышления» просто не понималось. Мышлению свойственен полёт! Оно свободно и любое ограничение, принуждение только оскорбит вольный бег мысли. Она приведет нас к неведомым знаниям, фантастическим выводам. Но это и есть свойство ума – красивое изящное парение, открытие неведомого. Сама постановка о том, что сознание это предприятие, выпускающее продукцию в виде знания, а процесс этого – мышление, вызывало несметные крики: «Как вы можете принижать высочайшее духовную потенцию человека?» А когда я заявил, что как любая продукция, мысль должна пройти ОТК, оцениться и только после этого идти в мир, они сделали квадратные глаза, которые медленно стекленели от гнева. Они были похожи на олимпийских богов, которых лишили Олимпа и сослали на каторгу.

Мышление может доставлять удовольствие. А мы его заставляем работать. Зачем? Зачем напрягать то, с чем можно просто провести приятно время и не утюжиться? Разве не это истинное предназначение знаний, идей – купаться в их море, кайфовать от изящных  формул, поворотов, комбинаций? И это все, не сходя с места, не слезая с дивана!!! Зачем тужиться и работать над шлифовкой рабочих убеждений, зачем систематизировать знания, зачем контроль над мышлением! Ведь это насилие над пространством внутреннего мира! Диктатура порядка, которая стесняет полёт мысли, разве не преступление перед свободной мыслью? Разве может складской работник, которым становится прагматик, мысленно летать и этим наслаждаться? Разве может интеллектуальный ремесленник, перевязанный верёвками ограниченных убеждений проникнуть в мистические тайны Вселенной?

Мышление можно сравнить с женщиной (а женщине с мужчиной): зачем трудности семейного строительства, рождения детей, если можно просто потереться и получить жизненные радости?

Ответьте на вопрос серьезно и получите ответ, почему придётся заниматься организацией мышления. 

Наш ответ такой: мышление должно рождать. Это его задача. Если при зачатии возникает удовольствие, хорошо, но это не главное – главное получить с его помощью качественное Знание. А это процесс, который сродни выковыванию корабельных цепей. Так что мы всегда перед выбором: либо парить в наслаждении, либо ковать корабельные цепи.