«ТЕЙЛОРОВСКИЙ» СПОРТ НА КБ МАКЕЕВА

Особенно зимами разыгрывался футбольный чемпионат КБМ. Нет, это было массовое занятие всех спортом, но только потом я понял, почему именно футбол – дешёво, сердито, массово, эмоционально, командно. Весь машгородок знал, что сегодня кбмовцы режутся в футбол. Я, как сам заядлый футболист, часто приходил на разные школьные и городской стадионы, где кбмовцы рубились в футбол. Было удивительно, когда понимаешь, что с такой страстью можно рубиться с соседним отделом за первенство КБМ – никаких компромиссов. Это была невероятная самоотдача взрослеющих, но поджарых людей. Тогда это было непонятно, что это за увлечение серьёзных людей. Ну хорошо, здоровье, это понятно, но ведь есть масса других вариантов – лыжи, коньки и проч. Но только потом глубоко позже стало ясно, что тут налицо продуманная технология руководителя – Макеева.   

Установка на смену эмоций, на смену мозгового напряжения напряжением физическим была почти индустриализирована Макеевым в Миассе. Видимо, по себе он давно понимал, что мозг будет работать только тогда, когда он будет уметь отвлекаться и давать возможность физическим стрессам и эмоциям подзарядить мозг. Не знаю, изучал ли он эффект ухода в себя, в свои мысли человека, полностью погруженного в свои мысли, чтобы было всегда чревато сдвигами сознания, — но он придумал вариант выхода – силового, принудительно-добровольного вытаскивания своих сотрудников из себя, из своих мыслей, интеллектуальных шор и проблем – в спорт. Сам эффект от лично забитого меча, общей победы был невероятным, а значит отвлечение от проблем было гарантировано. То есть счастье победы, да и досада за поражение, вычищало эмоции огромного количества сотрудников.

Но это была одна сторона дела.   

Все коллеги по всей стране СССР в голос говорили одно: Макееву удалось создать уникальный коллектив, преданный и организованный одновременно, причём состоящий первые двадцать лет из поголовно столичных персон со своей гордынькой. Так вот именно разделение на команды и чемпионат КБМ давал эмоциям расшириться: к примеру, крутые инженеры часто проигрывали матчи и это усмиряло гордыню, делая их помудрее. Так простенькая психоделика имела тем не менее огромное значение – внутренняя конкуренции получала эффект спортивных правил. Так вот, по всей видимости, он все конкурентные негативные эмоции выводил за пределы КБМ, который собственно представлял из себя гигантский интеллектуальный трест. И эта техника вывода и сброса негативных эмоций в спорт и соревнование за пределами Треста привела к тому, что конфликтный массив уменьшался и сближал людей.    

Надо учесть ещё то, что в этот спорт были вовлечены и женщины – как жены, которые тоже работали в КБМ, но не играли, а переживали. Это была целая культура эмоционального отвлечения множества людей.

Наконец, кадровый отбор через спорт тоже никто не отменял. Кто как играет – тот так и работает – хорошую сочинили поговорку по этому случаю. Но нам известно, что этот  принцип заложен во всех частных американских университетах, где спорт давно стал частью карьерной технологии. Возможно, Макеев сам приходил к тем решениям, которые приводили к успеху. Ведь надо понимать, что он основал КБМ в тайге, еще города не было – и было понятно, что успех рождается не только в цехе, но и за его пределами. Организовывать вроде бы непроизводственную жизнь – тоже стало его задачей, которую он взял на себя. И взял успешно.

И вот этот принцип – бытовая, личная жизнь за пределами предприятия – есть продолжение работы предприятия и включение в его миссию – несомненное открытие Макеева. Махонький городок позволил это сделать. Потому что в большом городе это было нереально. Выйти с мячом на стадион в ста метрах от дома — это совсем не одно и то же, что ехать с двадцати разных сторон в Москве в одно место поиграть в мяч. Макеев недостаток малого города превратил в возможности нового типа.    

Так вот эта технология – перенести ложную личную соревновательность на футбольное поле – хорошее дополнение к тейлоровским принципам.