ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКАМ И ПОКУПАТЕЛЯМ ИСКУССТВА ВЫГОДНО ПОБЕДИТЬ ЧЕРНЫЙ РЫНОК

по результатам он-лайн-семинара 15.8.2022

Мало кто заметил, но у нас есть почти единственный легальный черный рынок. Это рынок оборота художественного искусства. То есть художники пишут произведения искусства и продают их с рук. Неофициально. Без налогов и документов. Из-под полы. И это явление массовое.

Чем объяснить этот парадокс? В стране существует черный рынок – и никто не поднимает этого вопроса. Почему? Если завод произведет механизм и продаст из-под полы – он будет наказан. Почему не наказывается художник?

И тут возникает два вопроса – что с этим делать. Нам говорят: зачем трогать наших творческих людей – их и так мало, им и так никто не платит, заказов нет, они повально сидят без денег.

И тут вопрос: может быть, они сидят без денег, потому что они обходят государство? Ведь государство, не получая налогов, рефлекторно охладевает к художникам. 

Хорошо. Но это малая причина равнодушия к черному рынку искусства.

Серьёзная причина другая – художников надо перевоспитывать – переводя на официоз, что государство делать не готово. Художники падают в обморок от слова «налог», теряют дар речи от предложения зарегистрировать авторское право на свою картину, вообще не понимают, зачем нужны аукционы. Сознание торга из-под полы не выходит из их сознания, личных и общих привычек их корпорации. Тогда как быть?

Усиливает проблему – интересы глупых покупателей, которым не нужны документы на картину, официальные платежи – им бы подешевле. И они не отдают себе отчет, что дешевле – это для дешёвки. А картина без документов – это просто масляная салфетка.

Как быть, если две стороны – покупатель и художник – не заинтересованы в официальном рынке, в победе черного рынка?

Сначала надо понять, а что будет, если художестенный оборот не будет создан? Смерть искусства. То есть те же художники отомрут, как и их искусство. Уже сегодня мастера еще советского времени жалуются, что сегодня молодые не идут в настоящее искусство – он не кормит.

Но ответитьь на вопрос: а как вы собираетесь зарабатывать, если вы не хотите идти на рынок? Не хотите принимать его правил, к примеру, платить налоги государству? Если вы не желаете выйти из черной зоны, кто вас заметит и кто будет помогать?

И вот версия третьей стороны процесса – экспертов и настоящих коллекционеров искусства. И тех, кто желает заработать на аукционных процессах. Дело в том, что без заказа художник сказывается в низкопробную галерейщину, создавая низкопробные вещи, условно говоря, «для кухни». И получается, что теряя качество, мы теряем доходность рынка. И он становится неинтересен никому.

То есть именно профессиональные коллекционеры заинтересованы в формировании художественного рынка. И затем государство, которое поймет необходимость своей арт-капитализации.

Да, эксперты-коллекционеры – инициаторы формирования художественного топ-рынка. Но без художников и покупателей это невозможно. Но думается, необходимо и самому государству законодательно поставить вопрос перед художниками – о выходе из зоны нелегального оборота. То есть надо «нажать»? Потребовать от Союзов Художников оформления авторства произведений, требования обеспечивать официальность сделок. Научить художников соблюдать правила сделки, к примеру, правило, что нельзя создавать живых копий, то есть делать такие же картины. У многих художников рефлекс – создать копию проданной картины для следующей продажи. Жадность и бедность часто побеждает талант и установку создавать уникальное, не допуская копийности. И поэтому их нужно воспитывать и судебными перспективами. Иначе они деградируют как сословие навсегда.

То есть государству нужно включить режим принудительности – так как оно это делает во всех отраслях. Иначе художники просто не поймут. Нам кажется, это пора уже сделать – тогда спасем высокое искусство, доходность от него и мы сохраним уровень художественного мышления страны.