ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ИСКУССТВА – СОПРЯЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1.

Советская организация художественного процесса ушла в прошлое, а новая не родилась. Споры вокруг новой версии затягиваются – и мы решились на предложение, которое сформировалось давно, но мы ждали, может быть, наше предложение и не потребуется. Но увы, ни московские власти, ни творцы не могут предложить ничего путного. Как правило, звучат версии эгоистических проектов, смысл которого остается один: сделайте так, чтобы у нас были деньги (версия от творцов), а вы создавайте какие-нибудь шедевры (версия от власти). Но все это счастливые пожелания. Несмотря на то, что есть интересные прорывы. Но система не создана. А мы предлагаем создать именно систему.

«Индустриализация» очень для нас известное слово, но мало кто понял, что оно означает. Индустриализация – это не просто создание заводов, а это создание системы, в которую входят несколько составных: 1. РЕГУЛЯРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2. РЕГУЛЯРНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 3. ОЦЕНКА 4. РЫНОЧНЫЙ ОБОРОТ. И всё это в режиме УКРУПНЕНИЯ. 

Первая задача индустриализации отделить ремесло от кустарщины, но не для того, чтобы её ликвидировать, что чтобы поставить на место. Как это было и в сталинскую индустриализацию, когда огромные заводы обрастали массой полукустарных артелей изготовлявших разнообразную мелочёвку – для индустриальной системы.

Без индустриализации в искусстве мы останемся на уровне массовой кустарщины.

Напомню, что Сталин пошел на индустриализацию как на форму организованного ускорения, укрупнения, усложнения – в момент, когда был вопрос выживания: если её не провести, то мы останемся без экономики и страны. В искусстве то же самое. Кустарное не выживает. Этот момент мы переживаем сегодня – без индустриализации искусство будет потеряно навсегда. 

2.

Принципы эстетической индустриализации отчасти были в СССР, когда форма, создание и реализация и распространения была поставлена хорошо. К примеру, кино было одним из прибыльных производств, занимающих второе место по доходности после алкоголя. Сам прекрасно помню ещё с детства набитый до отказа кинотеатр на фильм «Сильные духом». Помню, потому что смотрел его, сидя на полу перед огромным экраном, – даже стоячих мест не хватало. А это две серии. Страна повально читала – причём от научно-познавательной до детской литературы.

Это, кстати, первое возражение на уровне эмоций: талант нельзя отрегулировать! Нельзя по заказу писать и петь! Можно. Всё можно.

Но нам придётся признать, что сегодняшние реалии, представленные англо-американской формой индустриализации искусства – вызов для нас оригинальный. Сталинский вариант тотальных форматов не пройдёт. Все будет гораздо сложнее. Хотя бы потому что рыночный вариант индустриализации исключает одну существенную вещь – принуждение к обороту искусства. Нет возможности в десять тысяч ленинских комнат выслать постер картины художника — необходимы иные процедуры, в основе которых привлечение к обороту искусства. 

3.

Среди этих «иных» процедур в рамках индустриализации должна решать первую задачу – отделение ремесленно-кустарного произведения от ТОП-АРТ, высокого искусства. 

С учётом того, что определение качества искусства весьма сильно отличается от определения качества металла, что определяется процедурным тестирование, то с искусством этот процесс многократно усложняется. А если учесть, что участников процесса возникает множество, то индустриализация будет иметь непростую судьбу.

Именно поэтому не надо изобретать снег, — надо прибегнуть к тем механизмам, которые есть и понятны. Один из них – аукционная система, которая объединит самых активных и заинтересованных участников: художника и коллекционера (включая музейные системы государства — мы рассматриваем музей как коллекцию государства). Это механизм отделения качественного искусства от ширпотреба и кустарщины, который выдвигает бизнес-версию художественной индустриализации.