АНЕКДОТ КАК ПРИТЧА

Есть такой хитрый литературный и речевой жанр – притча. Который, в общем, определяется как короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль). Он удобен тем, что позволяет указать на недостатки, подкорректировать поведение человека без прямого на него указания. Прямое обращение часто воспринимается негативно, вызывает отторжение и часто может заставить человека поступить наоборот. Просто в знак протеста. Особенно когда это делается при посторонних. А притча рассказывается вроде бы для всех, но кому нужно – понимает.

Однако у притчи есть свои недостатки. Рассказывающий должен обладать официальным или неофициальным статусом учителя — элементарно, чтобы привлечь внимание слушателя, заставить его дослушать. Обстановка должна быть серьёзной, почти официальной. Притча, всё-таки относится к высоким жанрам, на уровне культовых книг, хоть и является малым жанром, исходя из своего размера. Поэтому притчи практически неприменимы в быту, там, где не нужно поднимать градус официальности ситуации. И вот здесь уместен анекдот.

В чем его преимущества:

— он однозначно привлекает внимание, просто в силу своей развлекательной природы;

— не создает избыточный официоз, а часто наоборот, позволяет «расслабить» ситуацию, свести её к шутке;

— .при этом несет необходимый поучительный заряд.

Поясню на примере:

Моя дочь-подросток как-то пришла из школы и поделилась, как одноклассники (и она в том числе) устроили какую-то совместную не очень безобидную шалость. Я прекрасно понимаю, что такое подросток (сам когда-то был, плюс опыт наблюдений за своими и чужими детьми), поэтому «чтение морали» в духе «Так делать нельзя, потому что …» отмел сразу. Подросток скорее поступит наоборот. Звонить и разбираться с классным руководителем, выявлять и наказывать зачинщиков, как делают не очень умные родители – также исключалось. Ябедничество и «стукачество» в подростковом сообществе не поощряются, мягко говоря. Поэтому я рассказал анекдот:

Идет муравей по переулку – довольный?

— Что довольный?

— Там слона пинали, ну так и я пнул пару раз. Я крут!

На следующий день:

— Муравей! Что мрачный?

— Слон сдох. На меня убийство «вешают».

И предложил дочери подумать.

Ответом был сначала смешок, а чуть позже совершенно серьезный взгляд и фраза, не обращаясь ко мне: «А ведь правильно …»

Полагаю, необходимый эффект был достигнут. Подросток задумался, по крайней мере, над своим участием в групповых шалостях в качестве «массовки». И хочется верить, начал думать, в том числе в направлении «шалят все – отвечает один». И если анекдот будет рассказан в компании, есть шанс, что задумаются и другие.

Вместе с тем, я избежал морализаторства, менторского тона. Остался в рамках семейного диалога, где корректные шутки допустимы. И вообще формально разговор свелся к шутке.

Опыт показывает, что использование анекдота в качестве притчи применимо и в других ситуациях, где нужно провести воспитательное воздействие, но официоз неуместен и даже вреден.