СИЯНИЕ КОРНЕЙ

1.

«Все войны побеждает корень и его листок».

«На все руины находится исцеляющий корень мира».

«На каждый тлен есть свой брем».

«Даже если ты хочешь погибнуть умереть – солнце тебе не даст такого шанса».

Множество поговорок о победе солнца и его земных сателлитов над формами смерти можно применить к этой картине. Но этого мало.

2.

Я очень не люблю жанры пейзажа и натюрморта.

Во-первых раздражает массовость: все только и множат натюрморты и пейзажи, не отдавая себе отчет о вторичности материала.  

Во-вторых, их откровенная безыдейность и копироманию.

Нет, я не ханжа – искусство может воспроизводить красоту и красивое, но всё-таки оно не дня этого. Почему? Потому что переподача внешних форм она все больше тяготеет к дизайну — оформлению пространства. Не подаче идей, замыслов, а просто оформление пространства, где подчёркивается вторичность пейзажа и натюрморта.

Сделать из пейзажа или натюрморта концепт – невиданная редкость.

Дело в том, что появление любого непейзажного и не натюрмортного элемента, будь то фигура человека, будь то механизм, — это уже картина с сюжетом и неким замыслом – концептом.  

Но как из пейзажа сделать концепт, не нарушая контура пейзажа?

3.

История искусств, особенно в советские времена знала тысячи полянок с берёзками. Это были полянки и были березки. Как правило, никакого диссонанса, потому что задача пейзажа была изобразить гармонию природы как образец для человеческого общежития.

Так вот если в картине появляется контраст – начинается сюжет. И именно концептуальные сюжетные пейзажи становятся шедеврами. Примеры известны – грек Архип Куинджи с его знаменитой Лунной ночью. Здесь нет всей панорамы природы, а значит выделены те, кото входит уже в сюжетный замысел – Луна – хранительница твоего покоя и сна – несмотря на тиски ночных облаков. Жесткий контраст показывает Луну как живое существо, говорящее с Днепром. 

У Соловьева контраст даёт явно погибающий сарай в нижнем левом углу, который заваливается спиленными ветками и деревяшками. Так формируется композиционный низ – которому противостоит бурный взлет берез. Они подобны птицам, летящим к Солнцу, и шелестом своих крыльев возбуждающих жизнь вокруг.  

А мастерское исполнение листвы говорит о поразительной субъектности берёз как стаи птиц, летящих к солнцу. Эти птицы в виде листвы напоминают, что листья – это летящие к солнцу корни – именно они создают листву! – этот поразительный эффект создает связь тленного сарая – который возрождается вместе с ней. Корни, перевоплощенные в листья кроны, напоминают, что слова корень и крона — однокоренные. Листья – это сияние корней. В этом тайна силы природы – когда мы не видим связи верха и низа как единство.   

Картина наполнена удивительным оптимизмом. Сияющая Крона Корней, побеждающая руины,  — это сильно.