УРОВНЕВАЯ УТИЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА

На примере произведений Н.В. Гоголя

В материальном мире уровневая утилизация явление повсеместное. Новая вещь со временем стареет и постепенно спускается по уровню использования. Новый ноутбук из состояния рабочего инструмента, через какое-то время переходит в состояние учебного компьютера ребенка-школьника, в его место занимает что-то более новое, производительное, компактное и т.п. Новая рубашка сначала надевается только «на выход», потом каждый день, далее превращается в рабочую и заканчивает свой век в виде тряпки. Думаю, вы сами приведете массу таких примеров.

В мире интеллектуальных продуктов несколько сложнее, но, в общем, происходят примерно те же процессы. Сходите на книжные «развалы». Вы там найдете немало из того, чем зачитывались в СССР, за чем гонялись, платили немалые деньги, хвастались перед приятелями. А сейчас эти книги уныло пылятся на столах, а то и на постеленной на асфальте клеенке. Мимо равнодушно проходят даже те, кто когда-то записывались за ними в очереди в библиотеках. Это не плохо и не хорошо. Это просто жизнь.

Вам знакомо слово бертильонаж? (Вот даже Word, в котором я работаю, подчеркнул слово красным, значит и ему незнакомо). В последний раз в массовой культуре оно мелькнуло в фильме «Статский советник», когда прибывший из Санкт-Петербурга князь Пожарский[1], упомянул подробный бертильонаж боевика Николая Селезнева (он же Рахмет, он же Гвидон). Сомневаюсь, что даже искушенные зрители и читатели детективов поняли, о чем идет речь. Между тем, разработанная в 1880-е Альфонсом Бертильоном система идентификации личности на основе 14 антропометрических показаний господствовала в криминалистике на рубеже XIX – XX веков, пока не была вытеснена дактилоскопией[2]. Дактилоскопия оказалась намного точнее и удобнее в использовании. Сейчас она господствует в идентификации личности человека. А бертильонаж, условно говоря, вышел на заслуженную пенсию и занимает своё место в истории криминалистики и исторической литературе.

На примере бертильонажа мы видим, как интеллектуальный продукт, занимавший 10-й (межгосударственный) — 11-й (континентальный) Уровень Сложности (УС), сместился на, примерно, 1-й УС.

А теперь давайте представим, как если бы бертильонаж так и занимал место дактилоскопии в деле идентификации личности. Если оставить в стороне идентификацию личности преступников, то довольно большому количеству людей пришлось бы не просто прикладывать палец к сканеру на входе, а проходить процедуру из 14 измерении, включая длину руки от локтя до конца третьего пальца, длину босой стопы и т.д. У многих даже весьма поверхностный досмотр в аэропорту вызывает раздражение. А если бы пришлось на морозе закатывать рукав или внимать обувь? Не будь бертильонаж вовремя утилизирован, он серьезно бы осложнил жизнь людям.

Если взять идеологизированный интеллектуальный продукт, то здесь отличным примером является Геоцентрическая модель устройства Солнечной системы. Исходя из установок господствовавшей в Европе религии, что «Человек – венец Творения Божьего», следовательно, Земля – место обитания Человека – Центр Вселенной, вокруг которого вращается Вселенная. В принципе, по Геоцентрической модели вести астрономические расчеты можно. Что и делалось, пока точность устраивала, а сложный математический аппарат не сильно усложнял жизнь немногим профессионалам. Однако в XVI веке. Очень похоже, что развитием мореплавания вне видимости берегов, требования к точности и массовости астрономических расчётов резко возросли, что вызвало в жизнь Гелиоцентрическую модель. Не Коперник[3] первым сформулировал Гелиоцентрическую модель. Однако его заслуга в практическом её внедрении несомненна. Геоцентрическая же модель была утилизирована, выведена из практического обращения.

Получается, устаревший, не соответствующий новым знаниям и практическим требованиям интеллектуальный продукт должен утилизироваться.

Аналогичная ситуация складывается в сфере литературных интеллектуальных продуктов.

В советские времена Н.В. Гоголь занимал значительное место в школьной программе. То есть занимал примерно 9-й (государственный) УС. И это было оправданно. Антигосударственная идеология марксизма была заявлена как титульная идеология СССР. И антигосударственные произведения Гоголя отлично в эту идеологию вписывались. Со своей стороны Гоголь, — действительно высококлассный писатель, — своим авторитетом в мире литературы укреплял авторитет заявленной идеологии в головах советских граждан. Одно подпитывало другое. Попутно Гоголь, нарисовав дореволюционную Россию как царство мертвых душ, где царили угнетавшие башмачкиных и копейкиных сквозник-дмухановские, обосновывал события 1917-го года. И, соответственно, право большевиков на власть. В угоду массовому внедрению, подача произведений упрощалась, выхолащивалась.

Нет больше СССР. Нет большевиков у власти. Марксизм как официальная идеология страны больше не заявляется. Установка на уничтожение Государства выведена не только из практической сферы (как собственно и было в СССР), но и из сферы идеологических деклараций. Однако Гоголь, несмотря на деактуализацию, продолжает оставаться в школьной программе. Более того, он активно пропагандируется через «важнейшее из искусств». Представляя при этом реальную опасность, поскольку продолжает подпитывать переворотные, майданные настроения.

Однако наследие Гоголя велико и неоднородно. Поэтому требует избирательного подхода. Предварительно в части основных и наиболее известных его произведений видится следующее:

Здесь необходимо сделать оговорку, что мы исходим из концепции непрерывного образования. Время, когда знаний, полученных в ВУЗе или техникуме, человеку хватало практически на всю жизнь осталось далеко позади. Мир стремительно меняется и человеку приходится постоянно доучиваться. В том числе в зелом возрасте. И здесь мы просто приводим в соответствие возраст преподавания с возрастом, на который, собственно, ориентировался автор.

Поэма «Мертвые души»: Выводится из школьной программы. Вместе с майданным «Копейкиным». Преподается в 30-40 лет, когда человек способен разобраться в сути аферы Чичикова, а также в государственном устройстве.

Комедия «Ревизор»: Откровенно антигосударственное произведение. Выводится из школьной программы и вводится в программы подготовки государственных служащих в контексте «Работайте так, чтобы о вас такие комедии не писали».

Повесть «Тарас Бульба»: Если переложить это произведение на язык юридических документов, то здесь однозначно просматривается Статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая предусматривает, в том числе, до шести лет лишения свободы. Поэтому повесть однозначно выводится из школьной программы и вводится в программу специализированных учебных заведений как пример направленной пропаганды. Желательно в возрасте 40-50 лет, когда у слушателей вырастают свои дети и они становятся способны осознать ключевую драму произведения.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: Вводится в школьную программу как пример конфликта из-за пустяка, который длится десятилетиями и ведет только к взаимному уничтожению сторон конфликта. И такие конфликты необходимо избегать и грамотно разрешать. Актуальность повести повышается в контексте событий на Донбассе.

Таким образом. Гоголь и его произведения утилизируются с 9 УС, на котором он был в СССР и по инерции остается в современной России, до 3-4 УС.


[1] В исполнении Никиты Михалокова.

[2] Причиной вытеснения послужили, наряду с неудобством использования, участившиеся ошибки. Пример такой ошибки в пародийном виде показан в книге Н.Носова «Незнайка на Луне». Незнайка попадает в полицию и его, на основе антропометрических измерений, принимают за местного гангстера.

[3] Вопреки расхожим мифам, Римская Церковь не преследовала сторонников Геоцентрической модели. Достаточно вспомнить, какое место в Церкви занимал Коперник и где он учился.