БРАТСТВО

Способность оживлять неживое – кредо Соловьева. Страстный жизнелюб, всё свое искусство посвятил борьбе за жизнь, за формы жизнестроения.

И вот перед нами эффектное оживление самого «мёртвого материала» — камней. Но что оно означает?   

Давайте попробуем определить жанр вещи. Это что – натюрморт – то есть мёртвая натура? Нет. Это натуральная куча камней, освещённая солнцем за полотном. Но тогда что это за жанр – пейзаж? Тоже нет. Здесь нет большого пространства, перспективы, природы – главного героя пейзажа.

Тогда это что?

Груда камней.

Но что в этой груде такое, что не дает усомниться, что перед нами высокое искусство?  

1. Высокое произведение невозможно без высокой идеи.

Перед нами груда камней кем-то забытых, либо камней, готовых к жизни и труду. Камень ведь здесь не булыжник на дороге – помеха, — которую все норовят пнуть и выбросить в канаву сбоку дороги, с глаз. Это – камни, сообщество, которое готовится строить, входить в новую жизнь. С древности Камень основание любого начала созидания. Краеугольный камень – целая мифологема.  

Скажу о себе. Наступает момент, когда возрастной человек, осмысляя свою жизнь, понимает, что он не увидел много того, что было близко. И он не видел иногда братства в том, что было братством, и ошибался в булыжниках, которые просто лежали на твоей дороге.

Картина сразу выводит нас на аллегоричность: это сообщество камней, которые различным по форме, размерам, лицу, но все в братском приятии друг друга. И если немного отстраниться, то возникает ощущение, что это небольшой пир братьев по миссии, обнимающих и зажигающих друг друга разговором, жестом, блеском шутки, эффектным стихотворением, важным воспоминанием.    

2. Высокая идея требует художественных решений.

В картине нет источника света, которое бы мотивировало блескучее изображение, — но камни горят солнечным светом. И мы видим точное изображение внутреннего света от камня к камню. Причем определить «зажигателя» среди камней невозможно – это само сообщество горит, озаряя друг друга. Именно этот внутренний свет делает руины, внешний развал – именно собранным сообществом, готовым на свершения.    

Удивительно, но это обобщение, тяготеющее к Аллегории содружества, братства, горящего сердцами и питающее друг друга, может применить по отношению к себе практически любой человек. Это говорит о мастерстве создания из простого природного явления – Аллегорию, вывести обыденное – в символ, заставить человека помнить свои братства, сообщества, где было хорошо, несмотря ни на что.

3. Высокая идея всегда конфликтна, потому что активна и принуждает человека к расширению сознания. Камни – горят!

Или светятся? Или то и другое? Или излучают энергии света? Или отражают где-то там за пределами холста танцующее солнце?

Камни отражают невидимое солнце, впитывают его, делятся им, что рождает эффект общего света и огня! Именно этот эффект – соединения невозможного и даёт доказательство Аллегоричность картины. Это картина не натюрморт, не пейзаж, ни жанровая сцена, я бы назвал её Символическим Художественным Манифестом.  

4. Эта картина – поучение – ответ на русскую поговорку: «Под лежач камень вода не течёт». В поговорке понятие Воды означает Жизнь. То есть под лежачее, пассивное, сдавшееся, жизнь не придёт. За ней надо идти. А значит камень должен показать свою способность к жизни: нет руки – подставь плечо брату, у которого нет ноги, нет глаза – стань ногой смотрящему в оба ока! – Это может братство, которое при всей неказистости победительно.   

А человеку поучение: если уж камень без рук и без ног бьётся за Жизнь, Свет, — то тебе грех жаловаться, Человек!