В ССЫЛКУ ВСЛЕД ЗА ГЕРОЕМ.

Полотно мирового уровня «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» Кукрыниксов сослано на Урал вслед за опальным Жуковым

Когда я впервые увидел картину Кукрыниксов[1] «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» в Челябинской картинной галерее, то испытал смешанные чувства. Восторг, удивление и даже не понимание. Слишком многое трудно укладывалось в голове, а то и не укладывалось совсем. Ну, да давайте по порядку.

Прежде всего, впечатлила, потрясла сама картина. Действительно монументальное полотно размером 2 на 3 метра буквально заставляет, требует отойти, чтобы зритель мог охватить его взглядом. И одновременно заставляет держать дистанцию, подчеркивая своё мировое значение. И это по праву.

На полотне запечатлено Событие. Именно Событие мирового масштаба. Подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии на весь мир было объявлено об окончании Второй Мировой войны. Да-да, я помню про историографию. Помню, что официально Вторая Мировая закончилась капитуляцией Японии. Да, еще шла война на Тихом Океане, тлел конфликт на Ближнем Востоке. Мир в принципе непрерывно воюет? и историки подолгу спорят, когда началась одна война и началась другая. Однако давайте понимать, что в те годы центром мира была Европа. Там решались судьбы всего мира. И именно Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии стало той точкой, с которой для Европы, а значит для и всего мира начался отсчет послевоенного времени. И такое Событие требовало монументального закрепления.

Осью композиции картины является линия Жуков – Кейтель. Неподвижная фигура представителя СССР Жукова, сильнейшее внутреннее напряжение, о чем говорят жесткий взгляд в сторону германских представителей, сжатая в кулак правая рука с одной стороны и ссутулившаяся, какая-то побитая, фигура подписавшего Акт от имени Германии Кейтеля с другой зрительно формируют противостояние СССР – Германия, жестко формируют ось Победитель – побежденный агрессор. Отсюда монументальность полотна. Остальные персонажи либо сидят, либо находятся в движении, выводя на первый план Жукова, а вместе с ним СССР, внесшего решающий вклад в Победу над гитлеровской Германией.

Я не самый большой знаток живописи, поэтому живописное полотно такого масштаба Кукрыниксов стало для меня некоторым сюрпризом. Этот творческий коллектив я знал преимущественно как карикатуристов и полотно «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» значительно расширило моё понимание этой творческой группы. Мне стало понятно, почему эти художники по праву занимали своё место среди художественной элиты СССР. И вот здесь я хотел бы подчернуть интересный, на мой взгляд эффект, который наложила их карикатурная ипостась на живописную. Специализирясь, главным образом, на графике, уделяя большое внимание деталям, авторы перенесли эту скурпулузность и в живописную работу. Портретное сходство персонажей картины, их позы, жесты, направление взглядов создают эффект исторической точности, работают на главный замысел картины. Лично я обратил внимание на расположение флагов на стене. Ассоциаиция с русской тройкой очевидна: В центре флаг СССР, сыгравшего главную роль в разгроме Германии. С боков – «присятжные» Британия и США. Те, кто понимает в русской конной традиции, подтвердит, что в тройке тянет главным образом мощный рысак-коренник, а пристяжные часто больше для красоты (собственно для крастоы им головы оттягивают в стороны). И сзади, где-то в хвосте висит флаг Франции. Известно, что только благодаря усилиям Шарля Де Голля, представителя Франции вообще включили в состав стран-победительниц.[2]

Наконец, я не ожидал увидеть полотно, которое по множеству параметров, — имя авторов, качество исполнения, уровень запечатленного события, — обязано занимать место в музее уровня «Третьяковки» или «Русского музея», в Челябинске. Мой родной город внес существенный вклад в Победу. Но это был вклад одного города в общую Победу. На картине же запечатлена Победа. И место такой работы там, где присутствует ассоциация с Победой ы целом, а не с частью. Даже музей Советской Армии (ныне Музей Вооруженных сил) для неё мал по уровню, ибо на Победу работала вся страна.

Как мне пояснили в музее, картина была написана в 1946-м и выставлялась в Москве всего один раз, после чего была отправдена на Урал. И это совпадает с так называеосй «опалой» маршала Жукова. Сейчас я не буду рассматривать вопрос, была ли та опала заслуженной, — подробно это я рассмотрел в своей книге «Банкротство Советского Бонапарта»[3], — только подчеркну очевидный факт. «Ссылка» картины напрямую связана с Жуковым, которого сначала отправили в Одессу, а потом вовсе в тыловой Свердловск, командовать округами. Напомню, командующий военным округом – должность генеральская, окргуов в СССР на тот момент было около 30 и для того, кто буквально год назад пожимал руки мировых лидеров это было падение. Произведение, которое выводило Жукова на первые позиции, делало его единственным символом Победы, не могло находиться в центре страны. Но и совсем прятать было, навреное, неправильно. Вот так Челябинск стал обладателем картины мирового уровня. Ссыльной картиной.


[1] Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

[2] Ради интереса, посмотрите, как встречают парижане американских пленных в июле 1944-го: https://www.youtube.com/watch?v=U1CnKsvZXQI&t=108s

[3] Челябинск, 2019.