УЗЕНЬ: ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИЛИ БОРЬБА ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ?

Эта картина огромна по размерам. Два на три метра. Она поглощает все нутро своим натиском. Но при близком рассмотрении она теряет смыслы. Надо смотреть издали, поэтому она должна получить большое пространство.  

И тогда она разворачивается в драму и вечные вопросы.

Эта картина об аресте Пугачева в Узени в 1775 году своими сподвижниками и казачьей старшиной. Причем отмечен именно момент перед самым арестом, когда все замерли в ожидании – одни перед шагом ареста, другой в подозрительном непонимании, что происходит.

Эта картина может быть в зале спецслужб, чтобы быть напоминанием о драме Переворота и его конца: что первичнее – дружба и преданность к лидеру-неудачнику Переворота, но бывшему другу, начальнику, или вопрос национальной безопасности, которая встала на повестку перед путчистами. 

В лицах людей сомнение, борющееся с решимостью, многие видимо считают дивиденды, размышляют, простит ли их Императрица Екатерина Вторая. При этом в них опасение – не поведет ли себя Пугачев как-то неожиданно. Пугачев чрез минуту выхватит пистоль и застрелит своего соратника-предателя Крямина. Что будет говорить, что настала пора развязки. И стоят Творогов, Федулев и другие.   

И вот вечный вопрос: они – казаки – предатели, или поняли, что Пугачев их обманул, стал во многом разрушителем (около 40 заводов и предприятий просто разрушено), собрал огромное количество золота и драгоценностей, которые куда-то исчезли, который загубил множество жизней тех же казаков, которые в итоге не получили решительно ничего, даже гешефта. 

Пугачев в 1773 году объявил себя царем Петром Третьим и собирал силы по Уралу для наступления на Москву. И много людей поверили ему и вошли в состав его войск. Он с переменным успехом от Яицкого городка шёл по линии Оренбург – Магнитная – Троицк — Челябинск – Чебаркуль — Миасс — Златоуст – Сатка – Верхние Киги – Месягутово – Красноуфимск – Ижевск – Самара – Узень. Отряды Белобородова заходили аж до Режа в 70 километрах от Екатеринбурга.

И вся компания вызывала в течение всего пути вопросы: 1. Зачем громим заводы? 2. Где золото? 3. Куда идём? 

И вот на картине её итог. И несмотря на внешние успехи – эти вопросы точили сознание соратников, что и привело к их личному отказу от Пугачева. И вот перед нами трагическая картина не простого предательства – а захвата Пугачева для торгов с Императрицей. 

И вот философия картины: что перед нами? – предательство, торговая операция или спасение страны? Вся диспозиция персон говорит о внутреннем сомнении в том, что они делают, при этом у самого Пугачева весь вид изображает трагическую фатальность. Фиолетовый халат просто источает эту фатальность. Ведь на тот момент стало понятно, что Пугачев если не блефовал и водил за нос многих, то обманывал точно. И вот можно ли платить за обман предательством? И если тебя обманывают можно ли считать измену предательством?

Картина держит для вас паузу, чтобы вы сами ответили на эти вопросы. Мы ненавидим предательство, мы считаем, что его сподвижники – предатели, но ведь в момент, показанный в картине, Пугачев завил, что надо уходить в Турцию. Всем.

Но ведь они местные, они у себя дома, на своей земле! Коллизия усложняется. Там это Пугачев предаёт страну, убегая из неё, тогда личное предательство нивелируется – оно становится защитой страны?   

Интеллектуальный потенциал картины огромен. Василий Соловьев создал полотно исторического масштаба, применяя сложные художественные методы, чтобы показать трагедию не одного человека – а всех – и подвести итого обмана и самообмана — которые шли вместе, подпитывали друг другу, надеялись обмануть вместе большее количество людей, но надежды на силу обмана оказались напрасными. Это картина об общей катастрофе, где каждый пытается найти себе оправдание. 

Картина о вечной проблеме, которая коснется всех.