ДРАМА КРЕСТА

Вопрос неканонического художественного мышления по поводу святых вещей закончилась еще до революции 1917 года. Кратко один священник сказал: нельзя, но если никак, то хотя бы без глумления. Другой священник сказал так: эту тему надо заслужить своей личной трагедией.

Не знаю по поводу личных трагедий, но вещь сделана без глумления – это  точно. Второе – это не обязательно вещь о Христе на кресте. Ведь Крест усечён, недопрописан. Только контур тела напоминает Христа. Это скорее всего – о крестианско-христианской судьбе Человека в целом: у каждого свой крест и все мы идём путем Христа, чтобы войти в бессмертие.

Но то, что вещь неканоническая, а художественная говорит о том, что в Кресте и христианстве есть своя драма. Одна из драм это банализация Христианства и темы Крестного Пути как настоящей судьбы человека. Обратим внимание, сколько тел безликих с ручонками тянутся к кресту и плетут паутину вокруг зависающего тела. 

Вообще это вещь  -предупреждение о драме банализации святого. Ведь немыслимое количество написанного, поставленного, трактованного, изображенного, что теперь непонятно, как нам относиться к оригиналу. Теперь все христианствующие – сами проповедники, художники сами создают свой канон, масса трактовщиков убеждены, что трактовка – это есть обновление впечатления, возрождение старого. Но Федосеев принципиально не пытается сделать свою версию святого, он размышляет таким образом о судьбе святого в руках Банализации, которая давно имеет имя Профанации.

Столица мировой профанации США. Но мы не будем торопиться давать негативную коннотацию понятию. Ведь профанация, по сути, приближение высокого, вечного к ничтожному человеку. Но ведь человеку это нужно. То есть профанация не просто сокрушение Высокого, но и передача его в малые руки жаждущих. Но – жаждущих. На картине ведь изображены жаждущие люди – прикоснуться к Христу, но именно это прикосновение и есть банализация, поскольку возникает языческий эффект, когда положил амулет в карман – и ты защищён. То есть профанация — это языческая частная личная страсть сделать высокое своим, прислуживающим личным страстишкам человека. И это драма: сунув в карман амулет от Христа, человек теряет путь Креста, суть которого отстоять в борьбе за высшее Иерархию отношения я и Он.  Путь восхождения  и есть Путь Христа.  

На самом деле в этом огромная драма всех великих проектов и идей: Высокое Недостижимое никому не нужно, а приближение его к миру «дольнему» – сразу профанация! Если к высокому можно прикоснуться, то и в карман можно положить – то есть присвоить! В этом суть драмы – сделать Бога личным, своим, частным, домашним.   

Драма. И об этом картина – о драме профанации, когда именно страждущие делают Христа «своим», «личным», разменной монетой, именно мелкие страсти опутывают его крест и тело, что приводит к драме деградации высокого. И эта деградация проявлена в сектантстве. Сектантство разъедает Высокие идеи, религии, и все секты в США. И вот вопрос: может ли высокое удержаться в Профанации само и удержать огромную сектантскую систему? Если высокая духовность вами будет сожрана – то с чем вы останетесь?  

Важно отметить, что Федосеев очень умело ушел от канонизма, потому что любой вариант приложения своего замысла к канону – грех Как ни странно, этим отличает картина Васнецова Христос Распятый, где изображены оплакивающие ангелы. Но факт налицо – это грубая ошибка Васнецова – стилистически не уйти от канона и одновременно дать свою банализацию в виде ангелов – это конечно ошибка, которую сумел не допустить Федосеев, максимально грамотно уйдя от канона и сохранив живые признаки распятия. 

   В итоге возникает плакатный агитационный эффект, что-то вроде не трогайте Христа руками, не топите его в своих жалких интересах, возьмите свои страсти на себя, не сбрасываете свои грехи, отвечайте за них – это ваш крестный ход, не надо свою судьбу топить в иллюзиях языческих прикосновения для присвоения!    

Право на размышление о судьбе религиозных явлений вряд ли кто отменит. Многое меняется. Если первым христианам достаточно было для вхождения в религиозный экстаз изображений рыбки – двумя овалами, то сегодня требуется новая убедительность. Понятно, что религиозная тема для художника остаётся зоной риска, но Федосеев справился, по сути, защитив традицию от профанации.