А ГДЕ ЖЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ГОСПОДИН ПЛАТОШКИН?

Меня регулярно упрекают, что я только критикую Платошкина. Это не правильно. Есть моменты, где я с ним согласен. Например, я поддерживаю то, что он говорит в своем ролике «Об идеологии в России»[1]. Я с ним согласен, без идеологии в нашей, как, впрочем, и в любой другой стране, нельзя. Я согласен, что мы должны с уважением относиться к прошлому и воспитывать на его примере своих детей, уважая и Подвиг в Великой Отечественной войне, и Пушкина. Однако если уж мы заговорили об идеологии, то я хотел бы обсудить не то, о чем Платошкин говорит, а то, о чем он не говорит.

Откровенно говоря, начиная просмотр ролика, я ожидал услышать что-то о социалистической идеологии. Однако о социалистической идеологии речи не шло в принципе. Для политического движения с объявленными федеральными претензиями, которое вынесло в титул слово «Социализм» это, мягко говоря, вызывает недоумение. А если посмотреть глубже, то и более серьезный вопрос: По какому праву вы используете понятие «социализм»? И торгуете им, кстати. Сейчас в обмен на присвоенный вами бренд вы получаете потенциальный электорат, который в ближайшие годы планируете конвертировать в места в Госдуме, местных представительных органах и т.п.

Если заявляете о социализме, будьте любезны соответствовать!

Вместо тезисов о социализме или, хотя бы, обещания их разработать, прозвучали ставшие привычными фразы о том, что в России нельзя без идеологии, что надо с уважением относиться к прошлому и воспитывать на его примере своих детей. Выше я сказал, что согласен с этим. Но для политического движения, претендующего на федеральную власть, этого явно мало. Всё равно, что претендовать на руководство АвтоВАЗом и предлагать с уважением относиться к ВАЗ 2101. Да, это была прекрасная машина для 1970-х. Она занимает достойное место в музеях. А отдельные представители этого славного семейства до сих пор колесят по нашим дорогам. Но заявление претендента на пост гендиректора АвтоВАЗа о необходимости уважать «Копейку» вызовет вежливую улыбку и жесткий встречный вопрос: «А делать-то что? Что производить сейчас и через 10 лет?»

Аналогичный вопрос возникает и к господину Платошкину: «Да в СССР было много хорошего. Но что делать в современном и завтрашнем мире, который совсем не похож на мир в «душевные 70-е».

Можно ли в принципе считать уважение к прошлому идеологией? — Нет.

Идеология – представляет собой своеобразную ось, вокруг которой идет развитие. Да, она исходит из прошлого, но она и обращена в будущее. А прошлое – это только прошлое. Да, славное, но прошлое. У самого славного прошлого есть одно неприятное свойство. Оно прошло, отработало свое. Из прошлого можно и нужно брать полезное и работоспособное. Но что брать и для чего? А вот на этот вопрос должна ответить идеология. Оно обозначает контуры будущего.

Это примерно как при постройке нового дома, хозяин осматривает разобранный старый и берет в новый дом только то, что в новый проект вписывается и не сгнило. Остальное либо на дрова, либо, если очень дорого – на чердак, чтобы иногда достать и со словами «смотри, как раньше умели делать, учись», показать внуку.

Возникает здравый вопрос: А почему бы господину Платошкину со товарищи не взяться за разработку социалистической идеологии? Образование и опыт работы позволяют. Наверное, можно привлечь к работе Московский Гуманитарный университет (до 1990-го – Высшая Комсомольская Школа), где Платошкин заведует кафедрой. Но не берется и не собирается. Почему? – Попробуем понять.

Идеология – вещь стратегическая, долгая и трудоемкая. Идеологии разрабатываются и совершенствуются десятилетиями, а то и веками. В мире не так много идеологий, которые состоялись, отстояли свое право на существование. Разработка идеологии – кропотливый труд, который не дает отдачи в ближайшие выборы.

Значит, получает дополнительное подтверждение наше предположение, что Платошкин не ставит задачу возглавить страну и вести её к некой выработанной им высокой цели, а просто хочет перехватить кусочек разбегающегося от Зюганова электората и, используя его, выторговывать у Власти какие-то блага и преференции, и не нести при этом никакой ответственности.

Другой вариант: Если господин Платошкин будет настаивать на уважении к прошлому, как на идеологии, то тогда нужно самому себя определить как традиционалиста и убрать слово социализм из титула своего движения.

[1] https://socialism.ru/about/ob-ideologii-v-rossii/