ЧТО ДЕЛАТЬ С «ПЕНОЙ»?
Если фильм «забывают», значит, он актуален.
«Пена – пузырьки воздуха
на поверхности жидкости», —
из словаря.
В ролях: Анатолий Папанов, Леонид Куравлев, Лидия Смирнова, Владимир Басов, Ролан Быков, Евгений Стеблов, Лариса Удовиченко, Миарианна Вертинаская. Да что там, в главных ролях?! В эпизодах снялись Алла Пугачева и Михаил Боярский. И это на 1979-й год, когда уже началась «эпоха Аллы Пугачевой», а все мальчишки на территории 1/6 части суши размахивали деревянными шпагами и распевали «Пора-пора-порадуемся …» Более яркого созвездия звезд советского кино и эстрады на конец 1970-х сложно представить. Плюс популярная песня «Поднимись над суетой[1]» в авторском исполнении. И всё это в свете сияния сценариста — автора Гимна СССР, орденоносца, лауреата ленинских и государственных премий и просто Сергея Михалкова.
А теперь вопрос, что называется «на засыпку»: О каком фильме идет речь? Уверен, никто не вспомнит, разве что редкие знатоки. Не буду держать интригу. Речь идет о вышедшем на экраны в 1979-м году фильме Александра Стефановича[2] «Пена» по одноименной пьесе Сергея Михалкова.
Сразу обращаю внимание. Фильм серьезный и многоплановый. В нем поднято несколько вопросов, касающихся жизни советской номенклатуры и просто жизни советских людей. Мы остановимся на основной сюжетной линии – «липовые» диссертации, которые, по всей видимости», уже в конце 1970-х стали заметным явлением.
Крупный номенклатурный работник Махонин, когда-то честно[3] добившийся высокого положения, решил «укрепить и закрепить», защитив докторскую диссертацию. Резонов масса: С одной стороны, поджимают «молодые да ранние». С другой – открывается перспектива «членкора», а это «посмертно, в смысле до смерти, то есть пожизненно» (так, с оговорками, высказывается в фильме Махонин), А времени и сил уже нет. Управлять большим коллективом и генерировать новые идеи – разные профессии. Перестраивать мозги в уважаемом возрасте затруднительно. Вот и нанимает предприимчивых околонаучных деятелей, которые ему обеспечивают и собственно текст, да еще и помогают с защитой, подсказывая, где «подмазать», а где «надавить».
И перед зрителем разворачивается картина «деланья» диссертации. Наукообразные, «правильные», но бессмысленные формулировки, такие, которые и хорошо сказаны, и по предмету не придерешься, потому что предмета нет. Вроде такой: «В диссертации рассматривается ряд актуальнейших проблем, представляющих большой научный интерес. Научный и практический. Судя по ее содержанию, автор обладает хорошим мышлением, способностью глубоко анализировать жизненные явления и на основе этого формулировать обоснованные выводы и предложения.» В общем – «безотбойные». «Работа» с ученым советом. С тем поговорить по-хорошему, а у того недавно любимые рыбки погибли – надо «достать» таких же. В общем, работы много, да только науки, новых знаний там нет ни на грамм. Неслучайно истинный автор диссертации Солома (это фамилия персонажа Леонида Куравлева) сам не «защищается». С одной стороны это ему не нужно, он и так зарабатывает хорошо. А с другой — он тихо, так чтобы не обидеть клиента, презирает всех «кандидатов» и «докторов», которым знает истинную цену.
Тем не менее, система срабатывает. «Защита» проходит успешно и «почти совсем доктор» собирает у себя дома застолье «для своих».
Но на беду, подпольная «фирма» попадает в поле зрения правоохранительных органов и в газету. Да еще и автором фельетона оказывается без пяти минут зять Махонина. Скандал!
Но вопрос подвешен. Будет новоиспеченный доктор наук разоблачен, или система вберет в себя еще одного «дутого» ученого? На это авторы фильма не отвечают. Последнее, что видит зритель – это телефонный аппарат. От него, от «звонка», от «телефонного права» зависит всё.
А почему фильм называется «Пена»? Давайте посмотрим, кто собрался на застолье у Махонина: Сам Махонин – «дутый» доктор наук. Аппаратный интриган Кочевряжкин – он живет за счет умения лавировать в номенклатурном мире. Мелкий «доставала» Полудушкин – его жизнь состоит в «доставании» нужных вещей для нужных людей. Персонажи, в общем, бесполезные с точки зрения реальных ценностей. Пузыри – пена. Но пена на поверхности – наверху. И авторы фильма явно имели ввиду пустых людей, которые так или иначе оказались наверху социальной лестницы[4]. Им, по большому счету посвящен фильм. Вот только не ясно, что с этой «пеной» делать? И «подвешенный» финал только усугубляет проблему.
Лично для меня фильм стал открытием Сергея Михалкова. Что я, в общем, знал до этого? Придворный автор Гимна СССР – навечно обеспечивший себе место в высших эшелонах номенклатуры. Создатель и руководитель «Фитиля»[5]. Автор детских стихов. В общем, что-то номенклатурно-бюрократическое плюс несерьезное одновременно. Но, посмотрев фильм «Пена», я понял, что перед нами большой и очень серьезный автор. Точно, лаконично, с минимум персонажей раскрыть несколько глубоких тем, поднять острые социальные вопросы – это нужно уметь: Пустота советской элиты. Имитация научной работы. Преклонение перед всем иностранным. Подмена производства реальных ценностей спекуляцией ими. Так что свои ордена и медали премий Сергей Владимирович носил по праву. И это при наличии «аппаратного чутья» — умения выживать в высших эшелонах власти, когда власть меняется, оставаясь при этом верным себе.
Здесь может крыться ответ на вопрос: Почему представитель номенклатуры снял антиноменклатурный фильм? Судя по всему, С.В. Михалков был действительно патриотом нашей Страны. Его действительно волновала её судьба и он буквально «бил тревогу». Возможно, это праведный гнев представителя поколения 1930-50-х, тех, кто, когда за совесть, а когда и за страх, поднимали, создавали, защищали Страну. Делали Дело, а не занимались имитациями.
Понятно, что кому надо увидели и поняли
сигнал. Вот только действия предприняли свои. Грамотно, спокойно, без лишнего
шума и ажиотажа (Зачем привлекать внимание?) задвинули фильм, предпочитая о нем
не вспоминать. Но интересно другое. Даже на волне «Перестройки», когда с самых
дальних «кино-полок» чего только не извлекалось, «Пену» не извлекли. Хотя,
казалось бы – самое время – «изобличить советскую номенклатуру-бюрократию».
Фильм почти не известен и сейчас. Только ради какого-нибудь юбилея Аллы
Борисовны о нем стоило вспомнить. Но не вспомнили и не вспоминают. Значит,
актуальна проблема. Вне зависимости от «-изма».
[1] Пользуясь случаем, отдадим должно видео-оформлению исполнения. Оно заслуживает этого.
[2] Александр Стефанович – второй муж Аллы Пугачевой. Этим, скорее всего, объясняется её участие в картине.
[3] Демонстративно деревенская внешность матери Махонина намекает на его крестьянское происхождение.
[4] К слову. В фильме Полудушкин произносит «А кто-то на пене большие деньги делает.» Он имеет в виду пиво, где за счет пены недоливали. Однако в контексте купленной за деньги «дутой» диссертации фраза прозвучала двусмысленно.
[5] Сатирический киножурнал, снимавшийся в СССР и СНГ с 1962-го по 2004-й год.