КАК ШТАТЫ ДЕЛАЮТ СВОЁ ГЕРОИЧЕСКОЕ

— У вас так много музеев. Почему?

— Мы молодая нация. Нам нужна история.»

— из разговора с сотрудником американского музея.

Не буду скрывать, к продукции Голливуда я отношусь с пристрастием. Слишком много и слишком часто политика вмешивается в творчество. Оно бы ничего, если бы это вмешательство не было направлено вовне, в том числе и против нашей страны. Однако есть фильмы, к которым, по большому счету, нет претензий. Это фильмы, явно снятые для внутреннего использования, адресованные в первую очередь гражданам США.

«И грянул шторм» — фильм, вышедший на экраны в январе[1] 2016-го посвящен реальному эпизоду из истории береговой охраны США, случившемуся в феврале 1952-го. Тогда судном береговой охраны под командованием Барни Веббера были спасены моряки расколовшегося танкера «Пендлтон» С точки зрения жанра – это хорошо сделанный фильм-катастрофа, где есть буйство стихии и есть героическое спасение. Есть страшные удары волн, когда не выдерживает сталь и спасательное судно, проходящее сквозь волну. Определенное обаяние фильму придает романтическая история любви главного героя, а ссылка на реальные события, демонстрация подлинных фотографий героев фильма создает полную достоверность происходящему на экране. В общем, хороший фильм о долге, о стойкости, о взаимовыручке, о мужестве, который очень хорошо посмотреть всей семьей. Без различия стран и народов. Спасение людей, борьба со стихией, свадьба в финале – это всегда было вне идеологий и политики.

Отдадим должное кинокомпании «Уолт Дисней». Одни сняли хорошее кино. К шедеврам его отнести затруднительно, — здесь будем объективны, — но добротная серийная продукция — несомненно. Дали еще одну возможность американцам гордиться собственной страной и её гражданами. Положили еще один кирпичик в здание американской истории. Остается только задать вопрос нашим кинематографистам: Наша история неизмеримо протяженнее американской. Героических фактов в ней не перечесть. И по любому можно снимать фильм-катастрофу. Взять хотя бы, на вскидку, спасение челюскинцев. Как захватывающе выглядела бы посадка самолета 1930-х годов на ледовый аэродром в пургу! А сколько всего было при освоении Сибири, Арктики и Дальнего Востока! Вот где простор для творчества отечественным кинематографистам.

В заключение мы всё-таки обратим внимание на два эпизода, которые явно связаны с текущей политической ситуацией в США. На терпящем бедствие судне группа моряков, поддавшись панике, решает спастись в шлюпке. Однако при спуске шлюпку разбивает о борт. Это явный намек, что спастись можно только вместе. Когда все оказываются на спасательном судне, лидер спасенных моряков говорит Барни Вебберу: «Мы вам верим, капитан». И тот находит путь домой, несмотря на то, что судно перегружено, шторм не совсем утих, а по пути к месту крушения был смыт за борт компас. Сейчас Соединенные Штаты переживают довольно сложные времена. Нет-нет да раздаются сепаратистские голоса, например, в том же Техасе. Межрасовые отношения снова выливаются в жестокие до крови конфликты. Противостояние Хиллари Клинтон и Дональда Трампа на президентских выборах явно говорит о неоднородности, если не о расколе американского истеблишмента. Во внешней политике США уже не так уверенно как раньше диктуют миру свою волю. В этой ситуации как никогда необходимо общее сплочение. Держаться друг за друга, поддерживать, верить в капитана, который найдет путь из штормового моря в тихую гавань. Косвенно о значении политического подтекста говорят экономические показатели. Сборы ниже бюджета (примерно $52 млн. против примерно $70-80 млн.). Значит, были какие-то неэкономические аргументы в пользу создания и выхода фильма.

Авторы фильма лишний раз напоминают зрителям: У нас есть героические страницы. Нам есть чем и кем гордиться. Нам есть вокруг чего и вокруг кого объединяться. Надо объединяться, верить в капитана, тогда выживем.


[1] В России – в феврале.