ТРАДИЦИОННЫЙ ПОЕДИНОК В «ПЕРТСКОЙ КРАСАВИЦЕ» СКОТТА

Роман Вальтера Скотта «Пертская красавица» – один из романов, в котором очень подробно описывается поединок – так, как понимали его в древности. Вернуть реальное понимание поединка из прошлого задача этой статьи.  

Роман The Fair Maid of Perth; Or, St. Valentine’s Day или – неточно – «Пертская красавица», был написан 1928 год за 4 года до смерти, что говорит о зрелости писателя. А под занавес берутся наиболее значимые, весомые продуманные, выношенные темы. Формально роман о пути и превратностях любви кузнеца Генри Гоу (Смита) к дочери перчаточника Гловера Кэтрин. Но скорее, любовный сюжет призван привлечь к более серьезной проблеме, которая имела тогда значение – внутриусобные клановые войны, задевающие королевскую власть. И проблема способов их преодоления, особенно если это касается национальной безопасности, которая становится жертвой в борьбе кланов. Именно поэтому Скотт берёт события времён далеких, 14-15 век, когда клановая борьба в Шотландии была кровавой, а королевская власть часто не владела ситуацией. 

Сюжетный приоритет он расставил сам:

клановая коллизия – ось, которая держит любовный сюжет:Цитата: «Достоверный факт, что два могущественных клана выставили каждый по тридцать бойцов, чтобы в битве разрешить свой давний спор пред лицом короля  Роберта III, его брата герцога Олбени и всего королевского двора Шотландии в городе Перте в 1396 году нашей эры, видимо, с равной отчетливостью обрисовывает как ярость племенной вражды у горцев, так и упадочное состояние государственной власти в стране, соответственно он и стал осью, на которой могли бы вращаться главные события романтического повествования». 

Скотт, признанный почитатель Шотландии, конечно, задумывался о том, как относится к клановой системе шотландского народа: есть ли народ, если кланы, которые, как правило, враждуют, которые готовы пустить кровь единокровным братьям до полного искоренения противника. Это ведь было бедствие. И Скотт в романе углубился в проблему преодоления самоубийственной и братоубийственной войны. Этим способом был кровавый, но локальный поединок. И весь сюжет роман фактически строится вокруг истории поединка кланов Кухил и Хаттан, которые выслали по 30 воинов, чтобы разрешить спор: кому из кланов быть в приоритете разрешит этот поединок – а доказательством приоритета будет тот, кто останется жив: выжил последний воин – его клан победил. Последний выживший или устоявший на ногах говорит о победе клана. Этим и заканчивается роман: клан Кухил проигрывает и сходит с исторической арены – он теряет всё: власть, влияние, престиж. А клан победителей получает все то, что теряет проигравший. И – никакой профанации, подделок, имитация, фигур речи, вариантов схитрить, что интерпретировать – все публично, без профанации.

Цитата: «Так кончился знаменитый бой на Северном Лугу. Из шестидесяти четырех храбрецов (включая менестрелей и знаменосцев), вышедших на роковое поле, выжили только семеро, да и тех унесли на носилках в состоянии, близком к тому, в каком лежали вокруг —  мертвыми и умирающими — их соратники, и провожали их вместе в единой скорбной процессии, и мертвых и живых, с арены их борьбы. Один Эхин ушел с неё невредимый, но утратив честь.

Остается добавить, что в клане Кухил из кровавой битвы не вышел живым никто, кроме сбежавшего вождя, и вследствие поражения конфедерация эта распалась. Любители старины могут лишь строить догадки о том, какие именно кланы входили некогда в ее состав, так как после решающего спора кухилы уже никогда не собирались под общим  знаменем. Клан Хаттан, напротив того, продолжал разрастаться и процветать, и лучшие роды на севере Горной Страны похваляются, что происходят от племени Горного Кота».

Важнейшая для зрелого Скотта проблема – как предотвращать войны, как останавливать клановые противоречия, — разрешилась обращением к традиции – поединком. Кровавым, но не уничтожающим народ в междуусобице. То есть войны останавливаются битвой представителей – которые и решают исход противостояния.

Надо сказать, что Скотт словами короля тяжело разрешает это противоречие: сознательно идти на разрешение взаимоубийства своих подданных, чтобы остановить конфликт, который грозит уничтожением этих кланов в целом.

Цитата: «- Итак, милорд Олбени, — сказал король, — если таков твой совет и неизбежно должна пролиться шотландская кровь, как, скажи, мы убедим  дикарей разрешить свой спор таким сражением, какое ты предлагаешь?

— Это, государь мой, — отвечал  Олбени, — мы  установим по зрелом размышлении. Впрочем, задача не так сложна. Потребуется золото на подкуп кое-кого из бардов да главных советников и верховодов отдельных групп. Кроме того, мы дадим понять предводителям обоих союзов, что если они не согласятся уладить спор этим мирным способом…

— Мирным, брат? — сказал с укоризной король.- Да, мирным, государь, — возразил его брат.

— Ибо лучше сохранить мир в стране ценою гибели трех-четырех десятков молодцов из горных  кланов, чем тянуть войну до тех пор, пока не погибнут десятки тысяч от меча, и огня, и голода, и всяких трудностей горного боя. Вернемся к нашему предмету: я думаю, та сторона, к которой мы первой обратимся с нашим  планом, жадно за него ухватится, другая же постыдится отклонить предложение тех, кто призывает доверить дело мечам своих самых отважных бойцов, национальная гордость и клановая ненависть помешают им увидеть, какую цель мы преследуем, предлагая уладить вопрос таким путем, они с большей охотой примутся резать друг друга, чем мы — подстрекать их на эту резню…….

— Повремените, — сказал настоятель, — ибо я тоже должен указать на бедствие, такое черное и страшное, что оно покажется невероятным благочестивому сердцу вашей милости. И я говорю о нем с прискорбием,  потому что в нем … заключается причина гнева господня на нашу несчастную страну: из-за него наши победы превращаются в поражения, наша радость — в печаль, наши советы раздирает несогласие и нашу страну пожирает междоусобная война». Поединок был важнейшим способом предотвратить кровопролитие путем прямого столкновения представителей противоборствующих сторон в поединке: победил представитель — победила сторона – причём со всеми атрибутами победы – победитель получает то, что проигрывает проигравший. Притом, что конфликт разрешается малой кровью, хотя поединок – это не театр, не шоу, и не гуманитарная акция, а кровавое, жёсткое управляемое столкновение.

Это к вопросу о профанации, которая культивируется у Соловьёва, который предлагает поединок без настоящих результатов – получения победителей доли проигравшего, без ущерба, без приобретения. И речь может идти даже не о власти, а хотя бы, к примеру, квоте на телеэфир – например, на год. Скотт романом возвращает нас к реальному понятию поединка. Нам есть смысл сделать то же самое: шоу назвать шоу, поединок – поединком. 

Опубликовано в Литературной России, Москва