КАК ОТЛИЧИТЬ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ОТ СТЯЖАТЕЛЬСТВА? ПРЕЦЕДЕНТ РУСЛАНОВОЙ – СТЯЖАТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРОФИЛЬНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ?
(выступление на законодательном семинаре)
В СССР коллекционирование было развито и широко распространено. Полагаю, у многих, если не у большинства заставших те времена где-то лежит альбом с марками, монетами или значками. Организации филателистов, нумизматов фалеристов были массовыми, их возглавляли уважаемые люди. Например, Союз Филателистов в свое время возглавляли космонавты Лев Дёмин и Виктор Горбатко. По всей видимости, Власть не забывала управлять и контролировать досуг и увлечения своих граждан. Коллекционировали спичечные этикетки, этикетки от жевательной резинки, сигаретные пачки и многое другое. Однако мы поговорим не об этих довольно безобидных и вполне легальных увлечениях, но о людях известных, собиравших действительно значительные ценности, часто рискуя свободой.
Начнем с того, что приобрести вещь, представлявшую денежную и художественную ценность в СССР было практически не возможно. Все это было национализировано, являлось собственностью государства и жестко им контролировалось. Известно, что Орден Победа, представлявший собой произведение ювелирного искусства колоссальной стоимости[1] после смерти награжденного не оставался у наследников, а возвращался государству[2]. Купить это было нельзя. А если и приобреталось, то автоматически ставился вопрос: На какие доходы? А доходы, достаточные для приобретения ценностей, часто шли в нарушение тогдашнего Уголовного Кодекса. Но страсть брала своё. И люди собирали, копили. Почему?
Певица Лидия Русланова известна своим исполнением русских народных песен. Она была заслуженно любима советскими людьми, стала одним из символов эпохи. Но с нею же связана одна из самых громких историй, связанных с художественными и материальными ценностями. При аресте у неё было найдено 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия; 4 картины Нестерова, 5 — Кустодиева, 7 — Маковского, 5 — Шишкина, 4 — Репина, 3 —Поленова, 2 — Серова, 3 — Малявина, 2 — Врубеля, 3 — Сомова, 1 — Верещагина, 1 — Васнецова, 3 — Айвазовского, а также полотна Сурикова, Федотова, Мясоедова, Тропинина, Юона, Левитана, Крамского, Брюллова и других всемирно известных художников.
Вот выдержка из протокола допроса:
«— Дополнительным обыском в специальном тайнике на кухне под плитой в квартире вашей бывшей няни Егоровой, проживающей на Петровке, 26, были изъяты принадлежащие вам 208 бриллиантов и, кроме того, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, платиновые, золотые и серебряные изделия. Почему вы до сих пор скрывали, что обладаете такими крупными ценностями?
— Мне было жаль… Мне было жаль лишиться этих бриллиантов. Ведь их приобретению я отдала все последние годы! Стоило мне хоть краем уха услышать, что где-то продается редкостное кольцо, кулон или серьги, и я не задумываясь покупала их, чтобы… чтобы бриллиантов становилось все больше и больше.
— А где вы брали деньги?
— Я хорошо зарабатывала исполнением русских песен. Особенно во время войны, когда «левых» концертов стало намного больше. А скупкой бриллиантов и других ценностей я стала заниматься с 1930 года и, признаюсь, делала это не без азарта.» [3]
Лидию Русланову трудно назвать наивной, не понимающей чем грозят «левые» концерты. Ситуация усугубляется тем, что она принадлежала к той части элиты советского общества, кто близко ощутил горячее дыхание правоохранительных органов. Можно долго спорить о том, что представляли собой события 1930-х в СССР. Но точно можно сказать: «Неприкасаемых не было. Под пулей ходили все.» Не понимать, что криминальная статья — это дополнительный повод для преследования не только самой, но и связанных с нею людей, она не могла. И, тем не менее, давала «левые» концерты, покупала.
С одной стороны, это выглядит как банальное стяжательство бывшей нищенки-побирушки Прасковьи Лейкиной, наконец-то дорвавшейся до больших и даже огромных ресурсов. Тем более, что в 1945-м из Германии тащили если не все, то многие[4]. Мог сработать банальный рефлекс «я что, хуже других!». Косвенно в пользу такой версии свидетельствует факт, что при аресте у семьи Крюков – Русланова было обнаружено еще много имущества: автомобили, меха, сервизы, аккордеоны, радиоприемники и пр. По свидетельствам очевидцев это все хранилось в неподобающих условиях. Картины стояли у стен, лежали на чердаке. А с другой – не будем забывать, что мы всё-таки имеем дело с творческим человеком.
Один мой знакомый как-то мне сказал, что тот, кто однажды познакомился с бриллиантами и не уровне ширпотреба или выставки в музее, а подержал в руках настоящее произведение ювелирного искусства, вгляделся в чарующее игру света в гранях, а главное — прочувствовал ощущение обладание этим чудом, уже никогда не остановится. Может быть в этом причина? Может быть, в бриллиантах творческие люди находят источник вдохновения, черпают силу? Неслучайно на протяжении веков и тысячелетий драгоценные камни высоко ценились и являли объектом борьбы.
Другой известный пример, косвенно подтверждающий эти соображения – Людмила Зыкина. Снова творческий человек и снова бриллианты.
Остановимся на некоторых моментах: Это уже другое время и другая эпоха. После Сталина в СССР, что называется, «ослабли гайки». И на обладание ценностями смотрели несколько проще. Возможно, сыграло Но пришло и другое понимание роли драгоценностей. Русланова из СССР не выезжала, на сцене работала почти исключительно в народном костюме и народном практически уличном стиле, где бриллианты не уместны. Зыкина же гастролировала по всему миру. Стала своеобразной визитной карточкой «страны победившего социализма», аргументом в «мирном соперничестве систем». А раз так, то и соревноваться надо по международным правилам.
Ювелирное изделие всегда характеризует его обладателя с двух сторон. Во-первых, финансовая состоятельность. Во всем мире финансовая состоятельность служила и служит знаком зрительского признания. «Голосование рублем (долларом, фунтом, франком и т.д.)» — самый твердый аргумент. Чтобы там ни говорили про «истинное искусство выше денег». Во-вторых, качество ювелирного изделия, его исполнение – это свидетельство художественного вкуса владельца. А значит и качества продукта, который он предлагает.
Кроме того, ювелирное изделие обладает важным свойством – компактностью. «Мерседес», золотой слиток на шею не повесишь, к платью или волосам не прикрепишь. А колье, диадему равной или большей стоимости – пожалуйста. Получается, что выходя на международную сцену, наша исполнительница была просто обязана соответственно выглядеть.
Так значит, драгоценные камни неизбежны? Тогда получается, что коллекционирование драгоценностей в современном мире становится не просто дорогим хобби, но частью имиджа, представительства, без которого обойтись нельзя?
Точку в этом вопросе я поставить не могу. Но понятно, что над чем задуматься есть.
[1] Общий вес — 78 г: платина — 47 г, золото — 2 г, серебро — 19 г, рубины — 25 карат, бриллианты — 16 карат.
[2] Известно, что Л.И. Брежневу был выдан (слово «награжден» здесь явно не уместно) Орден Победа ранее принадлежавший И.С. Коневу
[3] https://www.kommersant.ru/doc/2286070
[4] Кому интересно, может познакомиться с «Трофейным делом» и ему подобными, каких хватало в те годы.