СЕРТИФИКАТ ПОДЛИННОСТИ, ПАТЕНТ ИЛИ АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО?

1.

Точность уже не просто юридическая потребность, но и экономический и финансовый профит. В документах особенно.

Нам намекают, что наше определение документа Авторское Свидетельство отличается от западного подхода, там используется понятие Сертификат Подлинности.

Есть смысл разобраться в причинах разных названий.

Навскидку все понятно: сегодня у нас самая главная проблема – утверждение авторского права, с чем наши авторы, художники упорно не хотят иметь дело. Причина банальная – не хотят платить. Отсюда тяга с черным продажам.

А на Западе этот этап давно пройден. Там всем авторам, писателям, художникам, музыкантам, их агентам, давно ясно, что без документов об авторском праве разговаривать не о чем, никто не будет даже времени терять. Там даже картину без документов в галерее нельзя вывесить! Это у нас процветает безымянные и нелегальные выставки, — там это давно урегулировано под грифом «невозможно». Опыт частной и авторской собственности прошёл не даром.

То есть то, что у нас начало, у них пройденный этап.

Это значит, что в обороте искусства живут и циклируют всем известные произведения известных авторов. В этом случае у них возникает другая проблема – копии, подлоги, фальшивки, замена имён, плагиат и проч. – то есть то, что касается уже не самого Автора, а как раз именно Произведения, которое начало самостоятельную – от Автора – жизнь. Поэтому возникает проблема Подлинности Произведения, которое обросло массой злоупотреблений, главное из которых пиратские копии.  

В этом смысле конечно важнее Сертификат Подлинности.

Но в силу того, что мы находимся на первом этапе, нам важно заставить автором утвердить свое авторство на бумаге!

2.

Здесь разница. Мы, Холдинг ТАО, регистрируем произведение в присутствии автора: вот Автор, вот Произведение. История произведения ясна, экспертная оценка – здесь, никто не заявляет претензии на иное авторство, копии пока невозможны. И наш документ Авторское Свидетельство – точно отражает момент. Отсюда небольшая цена закрепления авторства, поскольку всё на месте и рисков мало. Защитить авторство при всех очевидных – не проблема.

И совсем другое дело, когда произведение гуляет на рынке, работает в обороте лет сто, когда цена Произведения уже огромная, – тогда и появляются фальшивки, копии, подобия – вот и тогда нужен совсем другой процесс: очень дорогостоящая экспертиза на, так сказать, физический состав картины, чтобы выяснить, оригинал это или коварная копия.

У нас же в этом отношении совсем дикие вещи: многие авторы не стесняются продавать свои копии классиков, не стесняясь вовсе. Дикости черного рынка.

Поэтому цена в РАО (Российское Авторское Общество) на многие порядки дороже – они выясняют всю подноготную неизвестного для них произведения часто неизвестного автора. Это дорого.  

Тогда совершенно очевидно возникает документ о подлинности, оригинальности – именно самой картины (потому что на авторство мошенники никогда не претендуют – наоборот берут именно «коммерческие» имена). Но получается, что, по логике, это второй документ!

Так что нужен и этот документ. Если Произведение пойдёт работать в эстетическом обороте, то документ о Подлинности будет необходим точно.

3.

Что касается Патента – то это касается Идеи Произведения. Документ спорный, потому что есть, к примеру, жанр богородичной живописи, жанр ванитас – где есть обязательные составляющие – череп, песочные часы и проч. Однако есть оригинальные картины с сильными находками, с которых явно списали сюжет и идею. В этом случае есть смысл говорить о Патенте и делать третий Документ.  

То есть мы приходим к тому, что все три документа не противоречат друг другу, не стремятся вытеснить друг друга – они простоя посвящены разным предметам, которые требуют защиты – Автор, Подлинность, Идея. Но эти документы возникает в этапной последовательности: 1. Авторство 2. Подлинность 3. Патент.

Именно эти документы обеспечат долгожительство Произведения.