К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНЕКДОТОВ В ЦЕРЕМОНИЯХ
Как НЕ надо рассказывать анекдоты.
« — Может ли убить шестивольтовый аккумулятор?
— Может, если упадет со второго этажа.»
— анекдот

Оружием может быть любой предмет. Зависит от того, кто и в какой ситуации его использует. Солнце может согреть и вырастить, но известны и случаи смертельных солнечных ударов, а солнечные ожоги, думаю, хоть раз в жизни получал каждый. Напряжение в шесть вольт не считается опасным, но аккумулятор с таким напряжением может быть смертельно опасен в описанной в эпиграфе ситуации. Поэтому, начиная говорить об анекдотах, мы начнем разговор не с того, как это весело, но как это опасно.
Опасность в первую очередь опасность состоит в том, что анекдот по определению низкий жанр и его использование автоматически снижает уровень ситуацию, где он использован. И наоборот, использование анекдота на высоких уровнях усиливает заложенные в нем риски двойственных трактовок и толкований. Уже это заставляет хорошо подумать о его использовании.
Анекдот никогда не ассоциируется с опасностью. Наоборот. Смех и опасность явления противоположные. Когда хотят подчеркнуть опасность положения, говорят: «Теперь не до смеха», или «Шутки кончились». С другой стороны, когда нужно идти навстречу реальной опасности, то её стараются представить смешной. Посмотрите на военную агитацию всех стран и всех времен. Враги показаны смешными. Да, уродливыми, да слабыми, но в первую очередь именно смешными. То, что смешно уже не страшно. И бойцам уже легче идти в бой.
Так и анекдот. Он изначально смешной, изначально легкий и поэтому представляется совершенно безобидным и неопасным. И при этом соблазнителен. Удачная шутка легко привлекает внимание людей. А это нравится всем. НО смех может веселить, а может и высмеивать. Что обязывает нас говорить об анекдоте как об оружии. И у него много граней. И каждая из граней является режущей кромкой. Поэтому мы и говорим об анекдоте, как об оружии обоюдоостром, как минимум.
Анекдот, как, впрочем, и любой литературный жанр имеет свои нюансы. Он может быть профессиональным, понятным довольно узкому кругу специалистов. Практически всегда анекдоты имеют жесткую национальную и языковую привязку. Он может быть разного уровня сложности (что-то рассказывают главы государств на пресс-конференциях, а что-то нетрезвые люди в пивной). И смешение этих параметров может легко обратиться против рассказчика. В лучшем случае его могут счесть любителем плоских шуток, в чем, в общем, нет ничего страшного. Но может быть и обида. Поясним на примерах:
Владимир Спиваков (Руководитель оркестра «Виртуозы Москвы». Лауреат многих премий, кавалер орденов – в общем человек по-настоящему и заслуженно уважаемый) в федеральном эфире рассказывает анекдот:
«Оркестр выступает в Карнеги-холле[1]. Один из скрипачей потерялся в нотах. И тихо спрашивает соседа:
— Мы где?
— (возмущенно) Мы в Карнеги-холле!»
Присутствовавшие рассмеялись. А вот компании, в которой я смотрел эту передачу, анекдот смешным не показался. Было понятно, что шутку оценили только те, кто стоял рядом с Владимиром Теодоровичем. Уверен, что и еще миллионы зрителей решили: «скрипач, он, конечно гениальный, но шутит плоско».
Давайте попробуем разобраться. Кто из вас навскидку знает, что такое Карнеги-холл? А кому знакома ситуация, когда выступая в составе оркестра, теряешь место, где нужно играть? Кто понял, что на вопрос «мы где?» требовалось не назвать адрес, а указать место в нотах? Уверен, чтобы положительно ответить на эти вопросы нужно иметь музыкальное образование в несколько классов музыкальной школы или хотя бы вращаться в музыкальной среде. Таких людей у нас не так уж и много.
Случай совершенно безобидный, но отчетливо показывает, что профессиональные анекдоты нужно рассказывать в профессиональном кругу.
А вот другой случай. Не такой безобидный.
В самом начале «корпоратива», посвященного «Женскому дню» руководитель службы персонала предприятия очень солидного предприятия рассказывает анекдот-тост следующего содержания:
«Давайте выпьем за маленькую, сморщенную, коричневую, что есть у каждой женщины – за изюминку!»
Конечно, натянутый смех имел место быть. Когда руководитель шутит принято смеяться, как минимум, изобразить улыбку. Что, в общем, и было сделано. Но напряжение повисло. Особенно у женщин. В кулуарах службы, а потом и по заводу долго шушукались на тему: «Что-то Игрек-Иксович совсем «берега потерял»! Как можно такое на публике говорить?!»
Невооруженным глазом видно, что анекдот «с душком». Что место ему в узком кругу подвыпивших близких друзей примерно равных по статусу, желательно одного пола.
Игрек-Иксович хотел пошутить, поднять настроение собравшимся, в общем, «хотел как лучше». А получилось «как всегда». И настроение людям подпортил. И пятно себе на репутации организовал, как говорится «на ровном месте».
Подведем итог. Анекдот – жанр опасный. Требующий понимания как параметров анекдота, таки параметров ситуации. И чем выше уровень сложности ситуации, тем выше требования к владению ситуацией и жанром. Если не уверен – «лучше жевать, чем говорить».
Но если вы всё-таки решили использовать
анекдот, то к этому нужно серьезно готовиться. Думаю, вы поняли почему.
[1](англ. Carnegie Hall) — концертный зал в Нью-Йорке. Одна из самых престижных в мире площадок для исполнения классической музыки.