СКОЛЬКО ПРАЗДНИКОВ ВЫДЕРЖИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ?
1
Мало кто задумывается, что праздник – это ещё и бюджетная проблема. Но об этом я начал думать, глядя на салют. Примерно зная, сколько стоит салют и все, что с ним связано, я прикинул, а сколько это стоит по всей стране? Сумма получилась такая, что я озадачился. Когда мы об этом не думаем и считаем, что салюты идут из кармана неких добрых спонсоров, то это не отражается на наших нервах, но когда мы понимаем, что это из нашего кармана – стоит подумать.
То есть если сказать, что бюджет – это наши налоги, то дело повернётся по-другому. Не принято считать чужие деньги, но почему не посчитать свои? Понятно, что есть границы приличия – мы не привыкли считать деньги за праздники, это вроде как дело тонкое, можно кого-то обидеть и ранить, но бюджетные размышления кто запретит? Особенно если мы идём в западный мир, где считается каждая копейка, точнее доллар, то в этом нет ничего зазорного. На МТВ я однажды посмотрел расписанный бюджет голливудских свадеб – это интересное занятие: учитывается цена каждой розы, которая будет на торжестве, подсчитывается каждый чих участника. Они не смущаются считать. Мадонна, певица, считающаяся одной из самых деловитых дам в шоу-бизнесе, не скрывает, что она считает деньги, чтобы все гости тоже посчитали. И заранее впечатлились. Кто-то из них же сказал, что человек есть то, сколько он может потратить на собственный праздник.
Так почему нам не посчитать бюджет государственного праздника, который точно идёт за наш счёт? Но я не хочу вдаваться в детали, особенно тех праздников, которые есть и признаны. Если у нас есть праздники, которые мы можем оплатить и готовы это сделать, – народ чего-то стоит (если следовать голливудской логике) и чего-то заслужил. Но я хочу сказать о том, что каждый новый праздник, который вводиться – это его бюджет, причём немалый, если учитывать масштаб страны.
Это одна сторона дела. Вторая – распространение тех, что уже есть, правда за границей. Известно, что все религиозные, национальные общины, отраслевые, спортивные сообщества требуют финансирования их собственных праздников. Самый лёгкий подсчёт тех праздников, которые требуют религиозные, национальные и отраслевые общины, клубы, секции привёл меня к тому, что весь бюджет может работать только на эти праздники. Их много, они могут поражать своей экзотичностью и дороговизной. К примеру, пара китайских праздников с дорогущими драконами – и дрогнет областной бюджет. Как-то услышал, что есть идея провести у нас бразильский карнавал – со всеми бразильскими атрибутами. Ради интереса попытался найти стоимость этого мероприятия в инете – всё либо спорно, либо никто не знает, либо глубокая государственная тайна. Но и на вскидку ясно, достаточно посмотреть карнавал полностью, что если озвучить его стоимость, то бедняки Бразилии попросту устроят революцию: бразильский бюджет выдерживает только за счёт того, что он нём бедняки не знают. Кстати сказать, мне рассказывали, в момент распада СССР праздники никто не отменял, но когда в конце восьмидесятых поднажала голодуха, народ возмутился: зачем нам такие затраты на праздники, если в магазинах пусто? И надо сказать, возникали революционные и бунтовские мысли: какой парад и какая демонстрация, если есть нечего?
Вот вопрос, который вывлекает за собой второй вопрос. Первый: сколько праздников выдержит российский бюджет и – второй — сколько праздников выдержит народ российский, который формирует этот бюджет? За этими вопросами стоит третий вопрос: как реагировать на требования разных сообществ к госбюджету финансировать их торжества и праздники?
2. праздники для бизнеса
Когда я начал исследовать вопрос, кому интересно бесконтрольное размножение праздников, торжеств, мероприятий, я выяснил, что это торговое лобби.
Праздник – это огромное количество покупок. Покупаются продукты питания, причём если в обычный день человек не купит красную икру, которая не по карману, то в праздник он её купит. Покупается не на одну персону, а на гостей тоже. Гости приходят со своим, тоже недешёвым багажом.
А подарки? Сколько их – от авторучки, до автомобиля! «Больше подарков, хороших и разных» — так и хочет сказать торговец. В момент праздника, для подарка человек может снять самые твердые бюджетные ограничения ради самых ненужных вещей.
А сколько трат во время кутежей, уличных шествий, собраний, тусовок? Кафе, рестораны счастливы, когда толпы занимают столики и не протолкнуться: можно не церемониться с ценами, с качеством продуктов. У людей идёт «гон», они не считают деньги.
В праздниках заинтересована торговля. Если дать им разрабатывать церемониальный кодекс, то они на каждый день бы придумали праздник и превратили бы их в постоянный торговый бум. Более того, каждый праздник насыщается неадекватным коммерческим содержанием – всё большим количеством товаров, все возрастающей ценой на подарки, предметы роскоши. Не отстает реклама, которая эксплуатирует праздничный, торжественный момент для навязывания своей «линейки продукции». Один знакомый говорил, что любой праздник у него день особенный: он практически за один день может получить месячную выручку.
На сегодня можно констатировать, что праздники раскручиваются именно как торговый процесс. Торговля ждет праздники, как верующие облако с манной небесной. Прибыли зашкаливают. И поэтому торговцы давно смекнули, а как бы нам увеличить количество праздников, чтобы увеличить количество прибыли? И неслучайно за новыми праздниками проглядываются люди из торгового лобби. И в праздниках все больше видится именно торговый перекос. Праздники девальвируются, обесцениваются.
Человек заинтересован, чтобы праздник был понятным и доказанным, чтобы он не чувствовал, что его просто хотят напоить. А у торговли другой критерий – чтобы событие было поприбыльнее.
Здесь оказывается противоречие интересов – духовных и торговых. То, что деньги в церемониальных процессах играют не очень деликатную роль, было понятно издавна. Проблема живет давно. Самый известный, хрестоматийный случай – выступление Иисуса против торговцев храме. Он разметал торговые ряды, но … торговля продолжается до сих пор.
Как разрешится эта проблема, неизвестно, потому что торговля предметами культа, к примеру, доход не просто большой, но и постоянный. Получается, торговля зарабатывает на святом. Как с этим быть? Запретить торговлю? Но тогда человеку даже крестика негде будет купить. Разрешить – значит привести к сомнению многие умы.
Есть еще один незаметный неприятный момент. Представьте, общенациональный праздник, все на подъеме, все в общении, а торговля вся за прилавком. Огромное количество людей вне праздничного процесса. Нормально это или нет, когда масса народу празднует на эмоциональном подъеме высокие вещи, тогда как другие без всякой духовности лихорадочно считают выручку: у них другой праздник.
То, что торговля, бизнес дискредитируют праздники – факт, но как без торговли для праздников, непонятно. Как примирить одно и другое, вещи, у которых разные намерения?