КАК ФИНАНСИРОВАТЬ ПРОЕКТ ГЕРАСИМОВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ? ПОЧЕМУ НЕ ФОНД ЛИЧНОЙ РЕНТЫ ГЕРАСИМОВА?

Когда мы инициировали мемориально-пропагандистский проект «Герасимов», то сразу прямо и косвенно получили вопрос, обычный, впрочем, при инициации любого проекта подобного рода: Из каких средств вы планируете его финансировать? Еще одна нагрузка на бюджет?

Но ситуация такова, что есть источник средств, которые по определению должны быть направлены на увековечивание имени С.А. Герасимова и продолжение заложенных им традиций. Это — рента от созданных им произведений. В отличие от многих современников–режиссеров, С.А. Герасимов создавал в значительной мере не агитационные произведения, ориентированные на конкретный заказ руководства СССР[1], но произведения, в которых поднимались вопросы, которые принято относить к «вечным», не имеющие ограничений по времени и территории. И поэтому его картины смотрят во всем мире. По оценкам ряда экспертов, из русских и советских режиссеров, по популярности в мире С.А. Герасимов стоит на втором месте после Тарковского. Так  почему бы не создать «Фонд Герасимова» на базе авторских отчислений от проката его картин, продажи носителей и т.д.?

Но прежде чем начинать разговор о такой деликатной сфере, как авторское вознаграждение, я хотел бы оговориться, что не являюсь профессиональным юристом, тем более в области авторских и исключительных прав. И буду рад помощи в этом вопросе.

Сегодня, здесь, мои коллеги говорят о бессрочной ренте. Я считаю это правильным. Вечные произведения должны быть вечными и в финансовом плане тоже. Но хотел бы взглянуть на вопрос с учетом существующей реальности.

Начнем с действующего законодательства РФ. Статья 1281 Гражданского Кодекса РФ определяет срок действия исключительных прав в 70 лет, начиная с 1 января года следующего за годом смерти автора. В случае С.А. Герасимова это с 1 января 1986-го по 31 декабря 2055-го. То есть на текущий 2019-й год, в соответствии с действующим законодательством, С.А. Герасимов может сам себя финансировать.

О каких суммах может идти речь? Сейчас расчет размера авторских отчислений – процедура очень сложная, зависящая от целей демонстрации, географии, размера аудитории, тиража носителей и пр. Но в качестве ориентира можно принять 1% от суммы сборов. Если принять, что в кинотеатре демонтируется 2 сеанса в день, и на каждом присутствует 20 человек, то при цене билета в 150 руб. можно говорить о сборе 6000 рублей и, соответственно, 60 рублях авторских отчислений. Это только с одного кинотеатра в один день. Если учесть, что по миру кинотеатров тысячи, а еще десятками тысяч исчисляется количество просмотров, например, на Youtube, то нужно говорить об очень серьезных суммах.

Теперь попробуем затронуть сложности, которые неизбежно возникнут при углублении в вопрос авторского вознаграждения С.А. Герасимова.

Начнем с деликатного вопроса: А кто может претендовать на «авторские» от фильмов С.А. Герасимова? Кто наследники? Нынешнее положение дел таково: Прямая наследница — супруга Т.Ф. Макарова скончалась в 1997-м. Приёмный сын (племянник жены) А.С. Макаров – скончался в 1995-м. то есть, прямых наследников У С.А. Герасимова на данный момент нет. Ныне здравствует дочь двоюродной сестры – И.Б. Роднянская (род в 1935-м). Прямой наследницей она не является и с мерой её интересов нужно разбираться.

Другой спорный момент – это, как принято говорить в юридической практике – «служебное произведение». Статья 1295 ГК РФ однозначно определяет, что «исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное». Во время создания своих произведений С.А. Герасимов находился на государственной службе. Свои картины он создавал на средства и по заказу государства. И «иного», никаким договором быть предусмотрено не могло. Да и договоров не существовало в принципе. То есть Российская Федерация, как правопреемник СССР имеет права на произведения С.А. Герасимова и её интересы необходимо учитывать. Но с другой стороны, это делает Российскую Федерацию заинтересованным лицом в увеличении сборов от проката фильмов С.А. Герасимова и нашим союзником.

Наконец, предвижу вопрос к нам, как разработчикам проекта «Герасимов»: А Вы готовы платить «авторские»?

Здесь ситуация следующая: в соответствии со ст. 1274 ГК РФ, использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется. Всё, что мы наработали до настоящего времени создано в научных и образовательных целях и коммерчески не использовалось. Имя автора указывалось в обязательном порядке. То есть к нам, как к авторам научных работ по творчеству С.А. Герасимова, претензий с точки зрения действующих нормативных актов, нет. Но если проект «Герасимов» начнет зарабатывать, то мы готовы рассматривать вопрос отчислений, во-первых, с точки зрения создания прецедента, во-вторых, чтобы соответствовать нашим же заявлениям и предложениям.

Попробуем подвести итог.

Проект «Герасимов» вполне может финансировать себя сам, уже исходя из существующего законодательства. Задача создания «Фонда Герасимова» выглядит реальной. Но чтобы запустить этот процесс придется преодолеть целый ряд сложностей самого разнообразного характера.

[1] Например, работы Пырьева, Александрова. При всем уважении к мастерству режиссеров и всех создателей фильмов, многие из их работ были отлично сделаны, но были ориентированы на заказ. Не хотелось бы, чтобы «агитационное произведение» трактовалось как качественная оценка. Это жанр, который имеет свои ограничения и свои требования.