ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ.

«Мы сделаем вас счастливыми!».

    Х-ф «Отроки во вселенной» (1974 г.)

Совместно с совершенствованием вычислительной техники происходит качественное изменение программных продуктов. Сейчас уже в обиходе существует понятие искусственный интеллект (ИИ). Ему приписывают и сверхспособности, и сверхвозможности, и даже интеллект. Многие публикаторы усматривают в ИИ угрозу (не без основания) существования человеческому обществу, государственным институтам и вообще цивилизации.

Свое отношение к ИИ я постараюсь изложить в этой статье.

На мой взгляд, развитие цивилизации – это увеличение (приращение) знаний человечества об окружающем мире. В таком случае, ∆ знания всегда предшествует ∆ развития технологий и систем.

Интеллект (И) – это способность субъекта (человека) генерировать новые решения, создавать новое знание, принимать новые решения в соответствии с изменением обстановки. В целом это способность мыслить.

Искусственный интеллект (ИИ) – это способность (возможность) объекта (системы) подобрать решение из известной базы данных по существующему алгоритму. Способность говорить, читать, писать, рисовать и т.д. совсем не означает мыслить. Кстати, в этом заключается опасность тестов на знание предмета.

Многие пишут и свято верят в то, что ИИ сможет заменить человека во многих отраслях народного хозяйства и технологических процессах (в т.ч. в госуправлении), забывая при этом добавить в изученных областях, в понятных процессах, там, где уже создано решение. А что будет делать ИИ когда в базе данных не найдется решения, а процесс не описан ни одним известным алгоритмом?

Однако проблема написания алгоритмов и пополнение баз данных решаема, а вот проблема взаимодействия И и ИИ лежит в другой плоскости. Чтобы И развивался его постоянно необходимо нагружать исполнением задач с возрастающей сложностью (это долгий и тяжелый труд), иначе И переходит в фазу деградации. Таким образом мы получаем патовую ситуацию – развитие ИИ тормозит развитие И. Более того, если И уйдет в фазу деградации, то следующее поколение инженеров не будет понимать, что и как делало предыдущее поколение инженеров. А это прямой путь к обрушению цивилизации. Вот в этом заключается опасность ИИ!

Два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». По первому вопросу – так идет развитие нашей цивилизации и развитие подобных систем еще имеет огромный потенциал. А по второму вопросу — возвращаемся к рассмотрению аспектов стратегии развития. Совершенно очевидно, чтобы человек не разучился мыслить необходимо максимально ограничить использование ИИ в методиках обучения. Но, этого мало. Необходимо воспитывать не человека-потребителя, а человека-творца. Именно воспитывать, и это тоже долгий и тяжелый труд.

Система капиталистических отношений предусматривает формирование личности в спектре интересов дикаря. Внимание индивидуума сознательно удерживается на низших потребностях, на предпочтениях личных интересов над общественными, на потребительской логике. В этом оболванивании людей огромная роль отведена системам ИИ. С их помощью человек становиться не способным к мыслительной деятельности.

Таким образом, если мы продолжим реализовывать стратегию потребления, то очень быстро общество деградирует и вместо нового технологического уклада мы получим лук и стрелы.