ЦИТАДЕЛЬ

Вам нужно чувство защищенности, нужно где-то получить энергию прямо в поры тела, нужно обрести почву под ногами. Сегодня эти поиски сложны, потому что окружает нас все то, что может смело нести гриф времянки.

Эта картина, а она огромна, вызывает чувство защищённости.

Что мы видим? — мы видим цитадель. Цитадель – это оборонная мощь камня, уложенная на века, она вызывает ощущение вечности. Стена, выложенная камнем, слитым между собой, вызывает ощущение незыблемости. Стена занимает всю площадь картины, как бы обороняя тебя от невзгод. Все остальные детали смазываются, тушуются. Уводятся на задний план.   

Но почему художник изображает амбар как цитадель, почему окошечко напоминает не продув, а бойницу? Или это обман зрения или самообман зрения?

Нет амбары так не изображают, — так изображают крепость, готовую к бою. А это и есть крепость. Крепость – древности.

Цитадель – это просто композиционный ход в изображении казачьего амбара 19 века. Это  — метафора сегодняшней жизни.

Эта цитадель – корень, вцепившийся в нашу землю и говорящий: мы никуда отсюда не уйдем, кто бы чего не хотел. И в момент внешней угрозы цитадель нахмуривается и зев её вопиет клич, а окошко превращается в око циклопа, готового к бою. Наши предки понимали, что такое битвы за кусок земли и на скольких кровях стоит этот амбар.

2.

Проходит время и нас начинает преследовать очень трудная мысль, который всплывает часто в разговорах: если ОНИ это смогли, то ты почему не смог? Это когда речь заходит о предках, которые создавали своими руками страну, рожали по десяти детей и строили такие цитадели, бастионы, крепости. А мы почему нет? Мы почему не сладили?  

И эта картина – вызов или даже зов предков, взывающих к твоей силе, внутренней мощи. Ведь желание сдаться возникает всегда. Немного водки и течет слеза, что не успел, не сумел, не догнал, не доделал, не допетрил – и хочется себя простить за слабину. Но стоит взглянуть на поселение предка, который амбар строил как крепость – навсегда: на все поколения своих детей, на все нужды, он примет все кувшины, все самовары, он накопит за зиму еды на всех и всех прокормит. А ты? Что ты успел? – И как железной щеткой по темени продирает дух крепости и требует с тебя продолжения боя.

3.

Меня у мастера Соловьева потрясает способность живописать символ, умение из обычного бытового явления создать символ, не прилагая к этому хитростей изобретательства и трюкачества. Как сделать стену амбара цитаделью – символом твёрдости нашего прошлого и готовности выступить за наше настоящее – причем живописать, как как будет он дышит вместе с тобой – поразительно. Причем от символа тропа к символизации – все предметы – горшки, емкости, самовар, бочка – будто обретает человечность и становятся вокруг бастиона как люди, у которых ещё за спиной цветы, хранящие радость жизни. И как только начинаешь различать суровость цитадели по камням, то видим как цветы разбегаются ним, по стене, играя с ними, принимая на себя жизнь цвета. Цитадель – это про жизнь, а не про смерть!

На этом надо воспитывать молодое сознание. Часто слова не работают, а работают образы. Что мощнее может войти в сознание как символ русской почвенной мощи, как вечный русский бастион, нежели этот просто-амбар?   

Хочешь в коллекцию свою оберег от предков, причем не от одного а от многих, ведь целые станицы строили такие бастионы, целые генерации семей пропитали почву под нашими ногами потом и своей мудростью,  — которая до сих пор не даёт тебе опуститься до скотства.

КАРТИНА-ОБЕРЕГ. Ей место где-то в титульных администрациях вместо дешевых имитаций и визуальных сиквелов на тему бестемья.