СОТБИС. ОПРАВДАНЫ ЛИ РИСКИ?

Причина деградации ведущих аукционных домов нам понятна: 1. Дефицит шедевров для оборота 2. Черные финансовые операции на ширпотребе или декадансе.

Но все это таит риски и вполне осязаемые опасности. Они налицо. Так может быть, мы что-то не видим в этих сделках?

Про судьбу искусства мы, кстати, сразу не говорим: семья Сотбис – это не про искусство, а про деньги. Напомним, что первая в истории проданная семейством вещь на аукционе был ночной горшок.  

Но если даже про деньги, то если ты будешь морочить голову покупателю, то они ведь будут уменьшаться в количестве и качестве! Тогда что происходит?

Глядя на штуку Баски мы понимаем, что можно вокруг неё создать историю, трагическую судьбу художника, расписать новую поэтику в духе некоего придуманного неоэкпрессионизма, куда попадает все детское «творчество» всех детей и животных в мире, но ведь долго морочить голову на 100 миллионов долларов невозможно. Так оправданы ли риски такими продажами? Что утаивают Сотбисы? А может быть ничего и не утаивают – а всё, как говорится, на прилавке.   

Итак ещё одно объяснение текущего мрака Сотбис – испортить жизнь конкурентам, выставив шнягу и продав её за 100 миллионов. Дело в том, что Сотбисы задают тренд, моду, которой начинают следовать конкуренты. Но тонкость в том, что если конкуренты выставят эту шнягу сами, то они проигрывают, просто не смогут эту шнягу продать, тем более за такую сумму, потому что здесь выигрывает бренд Сотбисов. Если вы своим гостям скажете, что эту шнягу вы купили на аукционе Колдак, вы – простак за 100 миллионов долларов, а если вы купили у Собисов – вы владелец «оригинального прочтения современного мира и его внутреннего настроя на суицид» — с тысячей восторженных статей и арт-хаусных аллюзий. Мы ведь еще не знаем, на кого похоже это безымянное граффити.  

Тот есть, получается, ставки делает Бренд Собисов и получается, что шняга тут почти не причем, а Сотбисы тестируют и продают свой бренд, потому что в этих 100 миллионах получается, почти вся сумма – их! Себестоимость показанной шняги допустим, 100 долларов, больше дать невозможно, тогда получается, что действительно Сотбисы торгуют собой!   

Надо признать изящный ход, спорить с которым сложно. Чистая прибыль по бренду Сотбисов именно на шняге невероятная! И намек всем остальным, и особенно художникам и коммерческим коллекционерам: смотрите, сколько стоит фирма, поэтому особенно не торгуйтесь и не выёживайтесь – а принимайте наши финансовые условия.

Но что же с рисками? Они, получается, оправданы!

Помимо прибыли, они задают маразматический тренд, моду на дерьмо, которое уже больше никто не может продать! Это плен рынка – заданный тренд, который предельно индивидуален и сводится к инициатору – Собисам. Это – форменное разорение конкурентов! Более того, можно осуществлять боевые аукционные акции для подавления конкурента!  

На самом деле гениально.

Но все-таки про риски. Репутационные. Они ведь есть. Опять-таки мы не про искусство, а про бизнес. Ведь биржевое накачивание пустого произведения магическими заклинаниями о «современном искусстве», о «визуальных прорывах в неведомое», «почесывание ваших нервных клеток шершавым языком кича» – это ведь не может долго продолжаться. Настанет момент, когда трюковая аукционная коммерция будет прочитана и конкуренты пойдут в противофазу.  

И вот мы изучаем мировые аукционные дома – увы, они не могут создавать интриги, более того, они следят за сотбисами неотвратимым интересом в коммерческом контексте: а какую хрень они завтра за какую сумму продадут? – Это целая интрига. Это выглядит смешно, однако Сотбисы давно поняли, как и Голливуд, что можно продавать не смыслы, а скандал, интригу, безобразие, над которым будут загораться молнии, кипеть презрения, зреть гроздья гнева.  

Сотбисы рискуют, очевидно, гнобят конкурентов тоже очевидно, зарабатывают на Бренде – очевидно. И все эти очевидности говорят нам о невозможности наших аукционных проектов и художников идти путём Сотбисов и их контрагентов.