ЭКОНОМИКА НАКАЗАНИЯ

Рентабельно ли наказание? Дело в том, что чем дальше, тем больше становится непонятно не только в чем то, в чем идеология наказания, но и экономика наказания. За что наказываем, допустим, понятно – по решению суда, а во имя чего, ради чего, за счет чего, наказываем, что мы хотим от наказания – вопрос открыт до сих пор.

Общая идея – лишение свободы. Хорошо. Тогда непонятно, а зачем для лишения свободы заборы? Есть сегодня миллионы способов лишить человека свободы из без заборов. Сегодня это не проблема.

Заборы ФСИН дорого стоят. Как бывший сержант ВВ я всегда, ещё с советских времён, задавался вопросом: а не странно ли тратить столько денег на содержание заключенных? Только сама охранная техника впечатляет: ФЛОКСы, ТЭСС, КАКТУС, КСП – это уйма денег. Сами солдаты тоже уйма затрат. Стал изучать еще тогда. И потом посчитал, сколько стоит наша 9 рота в месяц просто по зарплате (солдат 2.80, сержант 3.80, я просто как сумасшедший собирал комсомольские взносы по 2 копейки и умудрялся со всех брать подписи под платёжкой). Старшину Харьковца спрашиваю: а не жирно ли содержать зеков? — Профессор Магнитов, мы выполняем политическую задачу очищения советского общества от криминального элемента. – Товарищ старшина, а не жирно ли такое очищение? Вот у вас какая зарплата? – Пауза после обалдения, Харьковец округлил глаза, превратившиеся шары и он выдохнул: Они себя содержат, Профессор, тьфу, сержант Магнитов, – и нас тоже! 

Харьковец всегда надо мной и моей армейской кличкой подтрунивал. Но был отчасти прав. Я общался с внутренними специалистами по режиму, они мне давали расчёт, что наше производство где-то даёт баланс содержания. Говоря нынешним языком, сталинская система Гулаг, остатком которой была брежневская. была рентабельна. Хотя слово «рентабельность» с учетом дешивизны человеческой жизни можно взять и в кавычки. Это на 1979 год. Наша «двойка» обшивала рабочими перчатками и халатами, снабжая все зоны. Вроде срасталось. Все зоны были включены в единый экономический процесс в стране.

Но сегодня эта логика невозможна. Да, у меня есть пример гениального бизнес-управляющего зоны 90-х годов. Одного на всю страну. Но это было исключение. Сегодня зоны совершенно нерентабельны. Это значит мы содержим их. Зачем? Зачем мы оплачиваем вину другого? Причем непонятно с какими для нас преференциями?

Если в СССР теория исправления трудом хоть как-то работала, то сегодня наказание – зачем, во имя чего? Что мы хотим получить? Без ответов на эти вопросов, напоминаю, наказание просто государственная месть частному человеку. И чего мы тогда хотим от частного человека? Кроме ненависти к государству? И вы думаете, что после 10 лет отсидки он государство полюбит? Это для кого глупость? И все за счет бюджета. 

«Либеральная» экономика разрушила советскую систему экономических связей. Что это значит? Это значит, что многие зоны просто разорены. Это первое. Второе. Понятно, что некоторые зоны сегодня получили госзаказ на простые изделия, вроде тех же перчаток или досок. НО! Прибыль от перчаток – а это всегда будет примитивное производство – настолько мала, что она не окупает затрат. ФСИН – вечно убыточная сфера и чем дальше, тем это очевиднее. Эта очевидность возрастает от изменения структуры кадрового состава. Любое производство при такой текучке кадров невозможно сделать успешным. И если в СССР предсказуемо можно было получить к примеру, на омскую «тройку» слесарей и токарей на производство «сельхозки», то сегодня это исключено. На «шмоне» в 1978 году я на «тройке» увидел полновесное производство сеялок-веялок, что сегодня просто нереально представить. А если есть возможность просто посадить зека в ШИЗО, сунуть ему телефон, чтобы родственники вызволили его за сумму, – о какой экономике мы можем говорить?  

Возникает вопрос, зачем нам нерентабельная система наказания доисторического времени? Хотя как раз в доисторические времена было проще: самое сильное наказание было изгнание из общества. Потому что одному было не выжить.

Мы все стараемся говорить об экономике, но как только касаемся затратных статей, очевидно нерентабельных отраслей, как сразу раздается окрик: а вы кто, специалист?

Для начала – я гражданин страны, которому неинтересно воспроизводство Криминогена в стране, на что без устали работают суды и ФСИН. А кто будет заниматься модернизацией ФСИН, если фсиновцам и так хорошо? Только заказчики – другие люди, другие касты, страты страны. Сами заинтересанты никогда не будут этого делать – им это просто невыгодно. Я уже не говорю о клондайке госзаказов. Рейман миллиард украл – это значит, что это не просто черная дыра, а черная дыра в кубе.

Любая нерентабельность невыгодна стране, — значит необходимо переводить ФСИН в рентабельное русло и систему наказания удешевлять и переводить на счёт нарушителя. К этому достаточно приложить научные силы в рамках Пенологии.