ДАВАЛ ЛИ ГОГОЛЬ ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ?
Чего нет в официальной биографии и творчестве Гоголя?

В школе эта тема как-то не акцентировалась. Однако в контексте вероятного иезуитства Н.В. Гоголя тема возможного обета безбрачия – целибата становится не просто вопросом вмешательства в личную жизнь, но вопросом его системных связей и соответственно, участия в глобальных процессах. Действительно, на фоне современников Гоголь выделяется отсутствием семьи и детей, а также каких-либо романтических связей в официальной биографии. Более того, лирически-романтическая тема не прослеживается в его произведениях, а если и прослеживается, то достаточно ограниченно. Совсем другое дело его современники-писатели.
А.С.Пушкин. Женат, четверо детей. Его любовная лирика была отдельной темой в школьном курсе литературы. Чего стоят К*** «Я помню чудное мгновенье…» или мощнейшее
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»
Где отразилась и трагедия любимой и любящей женщины, и добродетель хранящей верность данной перед Богом клятве. В творчестве Пушкина эта тема встречается как минимум дважды. В «Евгении Онегине» и в «Дубровском». Видим автор имел к тому сильные личные мотивы. Лирический опыт Пушкина обширный и разносторонний, что, собственно, нашло отражение в его творчестве и биографии.
М.Ю.Лермонтов. Не женат, о детях не упоминается. Однако его творчество свидетельствует, что обет безбрачия Лермонтов не давал. Хулиганские ранние стихи, «Демон». «Герой нашего времени» вообще поражает разнообразием изображения поведения людей в самых разных романтических ситуациях, в виде, например, прямо криминального «Бэла» или конфликтного «Княжна Мэри».
А.С. Грибоедов. Женат на Нине Чавчавадзе — дочери Ильи Чавчавадзе. Описанный им в «Горе от Ума» любовный многоугольник Чацкий — Софья – Молчалин – Лиза свидетельствует об обширном, в том числе личном, опыте.
Совсем другое дело Гоголь. Ниже приведен список некоторых наиболее известных его произведений с краткой характеристикой интересующей нас сюжетной линии.
Вий | Главный герой холостяк. Лирическая линия ограничивается вульгарной случайной связью. |
Женитьба | Пародия на институт брака. |
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка | Лирической линии нет. Показана попытка женить главного героя на своей родственнице и через этот брак закрепить незаконный захват. |
Игроки | Лирической линии нет. |
Мертвые души | Главный герой не женат, несмотря на солидный возраст и, когда-то, солидное служебное положение. Лирической линии нет в принципе. |
Нос | Главный герой не женат и только высказывает намерение жениться, не выказывая при этом никаких романтических чувств. |
Ночь перед Рождеством | Лирическая линия показана схематично и не положительно. Только как не очень умная провокация взбалмошной девицы. Но со счастливым концом. |
Ревизор | Главный герой не женат. Лирическая линия ограничивается вульгарными ухаживаниями Хлестакова за женой и дочерью городничего. |
Тарас Бульба | Настоящая пропаганда безбрачия. Любовная страсть стала причиной сначала предательства, а потом и казни Андрия отцом.Любовь в положительном ключе показана только материнская – жены Тараса к сыновьям. Но любить мать монаху не запрещено. |
Шинель | Главный герой не женат. Лирическая линия присутствует только в виде намека на пошлую интрижку значительного лица на стороне. |
Как видим, лирическая линия в творчестве Н.В. Гоголя отсутствует. А если и появляется, то схематично или в негативном ключе. Любовная лирика в духе А.С. Пушкина у Гоголя отсутствует как явление. Скорее всего, автор, как мастер высокого класса не писал о том, о чем не имел понятия.
В чем причина такой ограниченности? Принципиальное убеждение скрывать свои романтические увлечения? – Едва ли. Если менять имена и обстоятельства, то даже самому себе трудно предъявить претензии, не говоря уж о других.
Заболевание? — Биографии умалчивают.
Нетрадиционная ориентация? — Биографии умалчивают о специфической дружбе и даже тесных отношениях Гоголя с кем-либо. В его творчестве эта тема отсутствует даже в виде намеков.
А вот обет безбрачия, который Н.В. Гоголь мог принять, вступая в братство иезуитов, выглядит вполне вероятным. Сохранение тайны членства в Ордене орденский устав допускает. А вот целибат там положение принципиальное.
И даже просматривается, под чьим влиянием Н.В. Гоголь мог сделать такой шаг. А именно И.С. Орлай. Тот обучался у иезуитов. Судя по биографии, входил в орденскую систему и, к тому же, не был женат. По всей видимости, именно после вступления в Орден и принятия обетов для молодого Н.В. Гоголя последовал карьерный рывок из уездного Нежина в столичный Санкт-Петербург.
Таким образом, оснований подозревать тайное членство Н.В. Гоголя в Ордене Иезуитов становится всё больше.