ХИТРОСТИ ВЛАДИМИРА РЕЗУНА

В чем апория публициста?

Нужно отметить, что мы не единственные, кто систематически занимается биографией Г.К. Жукова, затрагивая те её стороны, которые официальная историография привыкла обходить молчанием. Я имею ввиду известного публициста Владимира Резуна, пишущего под псевдонимом Виктор Суворов.

В свое время он получил широкую известность своими приключенческо-детективными произведениями о советской разведке, рядом с которыми бледнели произведения Яна Флеминга с его Джеймсом Бондом; любопытной концепцией начального периода Второй Мировой и Великой Отечественной войн; интересными романами в декорациях 1930-х на тему тайной борьбы различных спецслужб. Сейчас он не так популярен, но тем не менее не оставляет своей работы и продолжает свои изыскания на историческую тему. Одним из таких его направлений стала тема Г.К. Жукова. И здесь нам интересно узнать и оценить его видение процессов и явлений, которые рассматриваем мы. А также сравнить с нашими результаты, которым пришел он независимо от нас.

Теме Жукова у Резуна посвящена дилогия «Тень Победы», включающая книги «Беру свои слова назад» и «Тень Победы». Кроме того, к этой серии можно точно отнести книгу «Облом» из трилогии «Хроника великого десятилетия», посвященной времени, когда КПСС возглавлял Н.С. Хрущев. Полностью заголовок книги звучит как «Облом. Последняя битва маршала Жукова.» И действительно, практически книга полностью посвящена событиям 1957-го года — года решающей схватки за власть между Хрущевым с Жуковым.

Книги из серии «Тень Победы», откровенно говоря, научный интерес представляют не большой. Автор просто собрал и систематизировал с негативные факты из военной и после военной биографии Жукова. Некоторые из них были общеизвестными, но как-то были подзатерты, прикрыты антисталинской и прожуковской агитацией последних десятилетий. Например, факт, что Жуков возглавлял Генеральный Штаб РККА в первом полугодии 1941-го года, планировал расстановку и снабжение советских войск и, следовательно, вместе с наркомом обороны С.К. Тимошенко несет полную ответственность за разгром Красной Армии летом того же года, не то чтобы скрывался, но на первый план выдвигался Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, указания которого они якобы выполняли. Даже если допустить, что Сталин давал им какие-то указания общего порядка[1], то размещение аэродромов в непосредственной близости от границы, вопросы маскировки, снабжения материальной частью и пр. точно находились в их ведении и ответственности. Автор напоминает, что под Сталинградом Жукова не было, и в планировании этой судьбоносной операции он участия не принимал. Роль Жукова под Курском также не вполне ясна, но что он там войсками не командовал и всячески уходил от ответственности точно. С другой стороны Резун напоминает, точнее открывает вновь, одну из трагических страниц Войны – Ржевские наступательные операции 1942-го года, где войсками командовал именно Жуков.

Книги дилогии содержат еще массу негативных фактов, начиная с военных провалов и заканчивая банальным мародерством и историями с ППЖ[2]. В общем, сборник негативной информации. Скорее всего, его задачей были не исторические исследования, а грубое развенчание символа Победы.

Гораздо больше нас заинтересовали книги «Против всех» и уже упоминавшаяся «Облом». В них Владимир Резун пришел к тем же выводам, что и мы. А именно: В 1940-м году в Киеве произошла судьбоносная встреча Н.С. Хрущева, И.А. Серова и Г.К. Жукова. Через 15 лет эта троица возглавила страну. Разница только в том, что автор говорит в 1955-м году о дуумвирате, а мы говорим о триумвирате. Автор говорит о Жукове и Хрущеве, не забывая, впрочем, Серова совсем. Мы же говорим о Серове как о полноценном участнике властной группировки, контролировавшем спецслужбы. По всей видимости Серов выведен за рамки как человек, не претендовавший на власть верховную и участвовавший в финальной схватке только как союзник Хрущева. В 1957-м году Жуков готовил военный переворот, для чего тайно создал элитную школу диверсантов. Здесь наши выводы совпали, хотя шли мы к этим выводам независимо друг от друга. Значит вероятность того, что наши выводы верны достаточно велика.

От наших материалов работы Резуна отличаются большим количеством деталей – ему посчастливилось некоторое время общаться с непосредственными участниками событий; и, отдадим должное, он дольше погружен в тему. Также, отдадим должное мастерству беллетриста, книги читаются как увлекательные приключенческие романы.

Тем не менее, есть в книгах Резуна момент, который вызывает вопрос. С одной стороны, он пишет о глупости и ошибках Жукова и Хрущева. Хрущев, разоблачив Сталина, оттолкнул от себя весь коммунистический мир, спровоцировал Венгерские события и пр. Жуков недооценил значение запуска Первого Спутника, не воспользовался этим событием, чтобы, выражаясь современным языком, «пропиарить» себя. И здесь не было бы неправды. Запуск осуществлялся военными, то есть подчиненными министра обороны. Достаточно было только организовать символическую отдачу команды на пуск с борта крейсера «Куйбышев», на котором Жуков в тот момент находился. С другой, эти люди сумели добраться до высочайших вершин власти и там удерживаться долгое время. Как? Либо они совсем не были глупыми и недалекими, либо их на высоких постах кто-то поддерживал и удерживал, несмотря на их грубые промахи и провалы. Кто-то двигал и страховал их на всем протяжении карьеры. Резун не ставит такого вопроса. Но его ставим мы.

В заключение попытаюсь ответить на неприятный для нас вопрос: «А чем вы лучше Резуна? Ведь точно также занимаетесь развенчанием Жукова.» Вопрос справедливый. И нуждается в ответе.

Во-первых. Мы руководствуемся поговоркой «Раскройся сам, или тебя вскроют». Неприглядные факты рано или поздно «всплывут». Творчество Резуна – прямой тому пример. Поэтому, лучше мы сами для себя расставим своих героев по местам. Раскрывая негатив в отношении Жукова, мы одновременно реабилитируем Сталина, напоминаем о заслугах Рокоссовского, Конева и других.

Во-вторых, раскрывая Жукова, мы не «рубим концы», сваливая всё на него. Мы занимаемся и другими историческими персонажами, к которым могут тянуться нити, а то приводные ремни.

Иначе говоря, развенчание Жукова неизбежно. Мы пытаемся это сделать с минимальным ущербом для нашей Родины.

[1] Как мы уже писали, до 6 мая 1941-го года Сталин формальной власти в СССР не имел, будучи только Генеральным Секретарем ЦК ВКП(б)

[2] ППЖ – походно-полевая жена, фронтовой жаргон.