ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТА ТРОЦКОГО

Впервые изменяю принципу писать только о марках из моей коллекции. Эту марку мне, наверное, не найти. Она уникальна.  

Вообще филателия удивительное дело, она хранит не только артефакты, сведения, но и наводки на интересные мысли. На какую мысль наводит эта марка? Перед нами плакат, который изображает Троцкого в виде крестьянина-сеятеля. Марка не самых ранних годов советской власти, более того — номинал в золоте – 5 золотых копеек.

Что вызывает шок? Конечно председатель Реввоенсовета Троцкий, главный армейский начальник Красной армии, кровавый человек, изображен в виде крестьянина – в рубахе нараспашку и в лаптях, то есть понятным и близким для миллионов крестьян страны. Картинка невероятная, на грани полного художественного вымысла. Причем фон – это не поле, по контексту весна, а восходящее солнце – лучи идут снизу вверх – и штрих луча идёт по увеличению. Но зачем крестьянская стилистика? И качество марки явно очень низкое, зубцы нахохлились, потерялись, явно марка делалась походом, на коленке, но делалась! Что же за марка тогда это?  

Если приглядеться, то мы увидим, что Троцкий сеет … самолеты – целый выводок взлетает от земли за его спиной. Это то? 

Ответ – в аббревиатуре на уровне головы Троцкого: ОДВФ – Общество Добровольного Воздушного Флота. Его Троцкий учредил как глава Реввоенсовета  в 1923 году. И вот он себя изображает в марке!

Сегодня это назвали бы пиаром – то есть «раскруткой» конкретного лица. А так как раскрутка шла на государственном уровне – марка – то мы может говорить о создания из Троцкого Культа.

Но в этой марке есть важная деталь. Это недомарка, это, скорее фирменная облигация — потому что номинал 5 копеек – золотом (!) Это немарочная, не почтовая цена, довольно высокая, и нетипичная для розницы  – это не для почтовых отправлений, это что-то вроде особенного платёжного средства.   

Подтверждает это – АКЦИЯ (!) ОДВФ. Мы выделяем то, что вы не поняли. Мы гарантируем, что вы что-то не поняли. Это – 1923 год, а это – коммерческий документ по имени акция, которая предполагает куплю, доли в предприятии, дивиденды и т.п. Что это? Это показывает, что Троцкий не только создавал свой культ, но и на нем начал … зарабатывать! Акция – рублевым номиналом – золотом! Это значит он обращается фактически к тем, у кого эти рубли есть.  

То есть Троцкий создал бизнес-структуру – ОДВФ на акционерной основе – таким образом, зарабатывая на своем культе. Марка из этой же серии.

И вот тут объясняется, почему Троцкий в крестьянской рубахе сеет самолёты. Дело в том, что он сеет мирные, гражданские самолеты. И самый просто способ изобразить мирные намерения – изобразить Троцкого крестьянином, сеятелем.

Самое интересное, что Троцкий стремился к ликвидности – и организовал выпуск самолёта. Вот он коммерческий – первый гражданский самолет СССР! «Добролёт» Троцкого, АК-1.

Почему Троцкому понадобился такой производственно-деловой аспект его чисто военного культа? Ответ понятен: Ленин уже на издыхании, а у Троцкого имидж военного, а на повестке дня – управление страной, хозяйством, людьми, деньгами. И вот Культ Троцкого начинает дополняться новыми аспектами крепкого хозяйственника, способного привлечь деньги под высокотехничные проекты и их реализовать с отдачей дивидендов!!

Но и это еще не все то, что говорит о продуманности продвижения Троцкого к власти в СССР. Дело в том, что родиной пассажирского самолетостроения была Россия. Это самолет Сикорского «Илья Муромец», 1913 года. Но потом приоритеты были потеряны и в 23 году выпуск пассажирских самолетов начал «Форд». И вот вернуть престиж России, уже в виде СССР, в пассажирском самолетостроении – мощный пиар-ход.

То есть Троцкий не только стремился создать свой Культ, но и показать его рентабельность. Напомним, что это был период нэпа, где военные приоритеты сменились на экономические. Так что Троцкий умело дополнил свой культовый имидж. Это только подтверждает, что Культ Личности в СССР начал формироваться – и очень профессионально – задолго до культа Ленина и Сталина.    

Троцким. Троцкого.

Но остаётся один вопрос: а откуда взялся этот самолет? Всего за год был создан и запущен!