КТО РУКОВОДИТ ИСКУССТВОМ? И НАДО ЛИ?
Выступление на законодательном семинаре
В обыденном сознании понятия культура и искусство обычно увязывают. Такое соединение встречается и кое-где на официальном уровне. Например, профильный ВУЗ Челябинска с 1991-го по 1999-й назывался институтом искусства и культуры.
Но как только появляется власть, то искусство исчезает. Отдел культуры, управление культуры, министерство культуры, комиссия по культуре, комитет по культуре. В названии челябинского ВУЗа, кстати, искусства сейчас тоже нет. Почему так? Неужели искусство не нуждается в организации и поддержке? Попробуем разобраться. Сразу оговорюсь, что не хотел бы предлагать готовых решений. Скорее приглашаю к дискуссии.
Сначала я попытался разобраться в понятиях, что есть культура, а что искусство. К сожалению, определений и того и другого более чем достаточно и они отличаются разнообразием. Поэтому попробуем послушать сами слова.Культура имеет корень «культ». Под культом понимается нечто неоспоримое, которое является предметом поклонения. В любом случае это понятие известно, структурировано, а значит предсказуемо и им возможно управлять.Искусство имеет в своей основе «искус» — опыт, проба, где-то рядом находится искушение. Там где есть пробы, там есть и ошибки. Там непредсказуемость. Возникает вопрос: Как можно организовывать то, что дает неизвестный результат? Если мы управляем велосипедом, то точно знаем, что поворот руля налево направит нас влево, а нажатие на тормоз – замедлит движение. Когда мы наблюдаем за экспериментами в искусстве, то совершенно не понятно, куда они заведут.
Да, история искусства знает немало экспериментов, которые выдержали проверку временем и стали культурой. Сейчас, например, трудно представить, что вальс и танго когда-то считались вульгарными, а Пушкин подвергался критике современников-романтиков. Потребовалось время, чтобы доказать, что эксперимент имеет право на существование и стал классикой.
И вот здесь возникает вопрос. Нужно ли направлять творчество? Ведь именно свобода творчества создает те семена, зародыши из которых вырастают новые направления.
Но есть и еще один существенный аспект. Поддержка и финансирование. Власть не только организует искусство, но и поддерживает его, в том числе материально. Имеет ли право власть направлять деньги налогоплательщиков на эксперименты с непонятным результатом? У меня, как у налогоплательщика возникают вопросы, когда Министерство Культуры поддерживает фильмы «Битва за Севастополь» или «Холодное танго», которые явно следует отнести к экспериментам, причем сомнительным.
Другое дело культура. Там все понятно. Известны исходные, известны результаты. Понятно, что произойдет с гражданами страны, под воздействием культуры. В это имеет смысл вкладывать деньги. Получается, что сейчас все расходы на искусство проходят по разделу культура, просто потому, что другого нет. Но правильно ли это? Попробуем взглянуть в другую сферу. Известно, что правительства и корпорации направляют огромные средства на научные изыскания. Известно и то, что результаты этих изысканий далеко не всегда дают положительный результат. Лично мой производственный опыт говорит, что процент неуспеха существенно больше доли успех и на уровне «бумаги» и даже на уровне «металла». А чем эстетическое производство хуже машиностроения или химии?Может быть, подумать над созданием неких венчурных фондов, которые будут работать исключительно на искусство? Таким образом, вопросов много и при разработке законопроекта с ними предстоит разбираться.