НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПОБЕДИЛА МАЛЕНЬКАЯ ТРАГЕДИЯ «ФАВОРИТ»

Жюри Челябинского Регионального Конкурса Искусств.

Отделение Конкурс в Драматургическом Жанре  

НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПОБЕДИЛА МАЛЕНЬКАЯ ТРАГЕДИЯ «ФАВОРИТ»

Основания для победы: 1. Трагическая вечность темы 2. Детективный динамичный сюжет.

Эта вещь начиналась как знак преклонения перед жанровым шедевром Пушкина — маленькими трагедиями, в которых гений в малой форме сумел донести фундаментальные вопросы жизни и мира, и в момент воцарения негодяев в СССР во главе с Горбачевым, у которых фаворитизм, лизоблюдство было главным кадровым принципом.  

Шотландский материал для пьесы, которая возразит политике фаворитного разрушения СССР, возник от изучения истории Валерия Брюсова, русского поэта с древними шотландскими корнями, один из которых-но-очень-очень-дальних был король Шотландии Роберт Брюс. Изучение истории Брюса привели к пониманию, что именно его можно считать создателем Шотландии как единого государства, сумевшего противостоять Англичанам. Именно благодаря ему были созданы условия для сохранения до сего времени кельтской почвы.

Но как он из разрозненных горных кланов это сумел сделать? Ведь клановые законы были жестокими. Достаточно погрузиться в мир другого классика Шотландии Вальтера Скотта «Пертская красавица». Ответ был прост: он сумел встать над клановыми интересами – в пользу государственных.

Чтобы большое показать на малом нужен элемент. В трагедии «Фаворит» проигрывается личная драма Брюса – убийство, по сути, казнь, своего друга – который нарушил простые законы жизни, которые можно назвать народными. 

Почему народ почитает того или иного политика – вопрос важнейший в деле строения Государства. И один из ответов – когда Правитель не щадит своих родных во имя Общего Дела. Много на эту тему было дискуссий в отношении странной любви к Ивану Грозному масс. А ответ на поверхности – не было любимчиков и фаворитов. Та же ситуация и с Робертом Брюсом. Он понимал, что дело не в народной любви, а дело в том, предаст тебя народ в бою, или будет стоять вместе с тобой до последнего. И вот он, встретившись на кладбище со своим бывшим  воином, на сегодня молодым кузнецом Джоном, который его не признал молчанием, расследует причины этого. И выясняет, что невеста парня покончила с собой, потому что пала жертвой порочности некоего заезжего гранда. И он понимает по найденному кулону, что это был  его друг и жених сестры Георг.   

Брюс, несмотря на мольбы сестры, которая всё поняла и простила Георга, вызывает Георга на поединок с равными правами и убивает его. 

С отсеченной головой Георга он скачет на кладбище, застает Джона и вынимает голову Георга. Джон признает Брюса, сказав «Ты мой король».

И здесь раскрывается смысл названия стратегии – кто есть фаворит для Короля.

Понятно, что по малому жанру нет смыла судить о сложности того времени, и в этой вещи нас интересует не столько Брюс, сколько его статус – короля. Хотя, конечно, материал хорошо подает суровый характер Роберта Брюса, который отмечали все историки.

Так вот в трагедии главный вопрос – как и чем должен завоёвывать доверие масс, народа лидер страны. А так как фавориты – одна из самых проблемных для любого лидера величин, потому что они живут на личных эмоциях лидера, питают их, — отказаться от них в пользу Страны – один из самых тяжких для лидера тестов на состоятельность. Вообще Лидеру надо всегда доказывать, что Государство не личная кормушка, а Механизм Общего Дела. В трагедии это показано.

 «Фаворит» сделан на шотландском материале, но он не главный, поэтому не было смысла автору соблюдать детали. Главное – возможно ли было такое в принципе? История и сама логика создания государства показывает — конечно. Брюс был вполне кровавым, как бы сейчас сказали, диктатором – не щадил ни своих, ни чужих. Но факт есть факт: Шотландия существует до сих пор. А, к примеру, пикты нет. От бриттов осталось только слово, от англов тоже.  

Драма написана в классической пушкинской манере с установкой соблюсти все требований к жанру.

Конкурирующая драма «Емельян Ольденбург» после уральской экспедиции по Пугачеву на Урале в 2023 году и написания по её следам монографии столкнулась с новыми историческими обстоятельствами, которые потребовали доосмысления сюжета драмы и внесения в неё существенных правок. Автор решил перенести конкурсную заявку на следующий конкурсный год.  

Стратификация. Трагедия получает 9 ценовый ряд (из 12 по возрастанию), выдвигается в кандидаты на рыночное продвижение в системе Образования, Культуры РФ – в театрах, кино, в издательствах, и стартует в торгах от 1 миллиона рублей за франшизное использование в одном Проекте (постановка, кино, издание, учебное использование Драмы в год).

Роман внесён в Депозитарий Эстетических Активов Банка Эстетических Расчётов по девятому ценовому ряду.