НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПОБЕДИЛ РОМАН «ИН-ТЕЛЛ-И-ГЕН-ЦИ-Я»

Жюри Челябинского Регионального Конкурса Искусств.

Отделение Конкурс Романа.   

НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ПОБЕДИЛ РОМАН «ИН-ТЕЛЛ-И-ГЕН-ЦИ-Я»

Основания для победы: 1. Серьёзность и вечность темы 2. Детективный интеллектуальный сюжет. 

Имею ли я право вернуть великие шедевры, раритеты из страны, которой на них плевать, – в руки тех, кто их ценит, будет заботиться, лелеять – настоящим коллекционерам, которых в России просто нет. Да, они все за кордоном, но ведь шедевру нужны ценители, а не тупые музейщики и равнодушные архивисты. Можно ли этот возврат назвать кражей? – Нет! К этому привел сюжет главный герой – архивный вор Крепов, бывший ученый.

Кошмар 90-го голодного в Питере года, очереди на хлебом и сигаретами, в которой лучший лектор института стыдливо покупает банку окурков и тут же поднятое где-то с дороги жадно закуривает – такая картина Невского проспекта как воплощенного ужаса 90-го года. Рухнувшая на всех нищета поставила вопросы всем и некоторые, наиболее изворотливые стали отвечать на него по-своему – воровать из архивов раритеты и продавать за валюту, явно за кордон. К этому пришел сотрудник института Крепов, укравший из архива рукопись стихотворения мирового Поэта. Деньги были впечатляющие.    

Полковник Панарин с Каляева занимается этим делом и видит, как проигрывает идеология, которая позволяет получить права мошенникам, которые обретают некую хитрую правоту – когда рушится всё – мы просто спасаем ценности. К этому приводит его разговор с продвинутым питерским коллекционером Кореном, который спокойно доказывает, что «этой стране», «этим людям» ценности не нужны, они продадут любой шедевр за кусок колбасы и будут мочиться в антикварные горшки без зазрения. Как в 1917 году.    

Но по долгу службы он заводит дело на Крепова, которому это сообщают, и тот начинает искать поддержку среди своих знакомых по сословию – среди интеллигенции. Он обходит своих потенциальных союзников, — это картины в духе Гоголя – где у него получается, где не получается получить поддержку, но перед нами проходит мир деградации интеллектуального сословия, чем хвалился Питер – особенно в лице молодых-на-смену. Здесь выделяется фигура Бобринского, в котором легко узнать некого Кобринского, — невероятного явления в институте еще вначале 80-х годов.   

Роман писан на живом материале. Узнаваемы прототипы половины персонажей – и академика Лихачева, презрительно названного в романе Лигачевым, и Западова, и Альфонсова, и Зазнобина, и Лотмана, его верного ученика Забелина, он же Гриша Амелин из челябинской деревни Томино, художники Михнов-Войтенко, Гуров из ТЭИИ, эмигрантская лидер советского феминизма Тамара Коричева, где угадывается Татьяна Горичева, — целая панорама интеллигентствующих, по отношению к которым из романа сочится вопрос: вы сдали страну – тогда вы кто? – С выводом: вы – банкроты, если вы сдали страну – как минимум, на уровне интеллекта. И роман завершается демаршем второго главного героя, где явно просматривается автор – Моторина, — который после драки с торжествующим Креповым, уезжающим за кордон, на зачитывании Лихачевым предательского обращения в 1990 году советской интеллигенции к мировому сообществу устраивает скандал и уезжает на Урал.   

Финал романа – разбитый во всех смыслах Моторин выходит из электрички на полустанке под названием Биргильда, с иронией от совпадения вспоминает о том, что где-то здесь сумасшедший дом и идёт куда ноги поведут. Но в поле он падает от усталости на поляну и засыпает в траве мёртвым сном. Его будит яркое солнце и две молодые животинки – жеребчик и теленок, которые паслись рядом и начали принюхиваться к телу на поляне. Вдруг он, просыпаясь, ощущает невиданный прилив сил и вскакивает на ноги с созревшей Новой Решимостью.    

Роман – уничижительный приговор советской интеллигенции, после 1991 года получившей приставку «псевдо».  Не случайно в названии показан раскол понятия на несводимые части, где последняя буква — Я 

Роман – ритуальное проклятие тем псевдоумникам, кто гробил страну, выдавая угробление за «тонкое оппонирование режиму» и проч. Роман-требование – интеллектуальному сословию радикально изменить себя, – чтобы не продолжить своё профанное варварство – уже по сокрушению России.

Роман – оптимистический манифест возрождения почвенного, суверенного Интеллекта в России.    

Роман написан в классической манере с соблюдением всех классических требований к жанру.

Стратификация. Роман получает 9 ценовый ряд (из 12 по возрастанию), выдвигается в кандидаты на рыночное продвижение в системе Культуры РФ, музеях архивах как обязательное чтение, в издательствах, и стартует в торгах от 40 миллионов рублей за использование на Федеральном Уровне и ниже в год.

Роман внесён в Депозитарий Эстетических Активов Банка Эстетических Расчётов по девятому ценовому порядку.