ВОЗМОЖНОСТИ И СМЫСЛЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 «Граница породило казачество, а казаки создали Россию»  

Л.Н. Толстой

Последнее время стали появляться публикации, в том числе и государственных чиновников, о возрождении казачества. Создается ощущение, что кому-то очень хочется разыграть «казачью карту» в политическом поле России. Этот проект, если он существует, можно осуществить по одной простой причине – история казачества неразрывно связана с историей Российской Империи, истории СССР, истории современной России.

Кратко. Справочно.

Первые упоминания о казаках встречаются в 1245 году в мамлюкско-арабском словаре. Перевод слов был «кочевник, бродяга, человек, свободный от обязательств». Первая самая крупная группа казаков образовалась в районе Дона. Впервые официально о казаках на Руси упоминается в письме князя Юсуфа Ивану Грозному в 1550 году, в котором он жалуется русскому царю, что казаки нападают на его территории и караваны, мешая спокойной жизни. Однако откуда появились казаки, доподлинно неизвестно.

Во времена Смуты казаки активно выступали на стороне лжеправителей, пытались продвинуть к власти своего атамана, поддерживали крестьянские восстания. Поэтому Петром I свобода казаков стала ограничиваться. Итогом противостояния казаков и царя стало уничтожения грамоты Ивана Грозного, главной реликвии всего казачества. По сути, это формально уничтожило независимость казаков. Однако, цари Российской Империи обеспечивали регулярные поставки казакам оружия и боеприпасов, еды, одежду. Отчасти это делалось из-за страха. Полностью подчинить казаков правители не могли, как и допустить ситуации, чтоб армия отлично обученных воинов выступила против правительства.

Официальной датой образования казачьего войска считается 1875 год — именно тогда был принят устав о воинской повинности Донского войска и юридически закреплен термин «казачье войско».

Отношения власти и казачества всегда были не простыми, но во всех войнах казачьи подразделения были всегда наиболее боеспособными.

Казачество и казачьи войска сегодня – это общественные организации. Поэтому, если я разделяю декларируемые ценности, следую уставу организации, участвую в мероприятиях организации, то я могу стать казаком т.е. стать частью некой социальной группы. Группы по интересам. Но, воспитание, образование, мировоззрение у меня не казачье!

На сегодняшний день социальная структура общества претерпела сильнейшие изменения не в лучшую сторону (особенно после развала СССР) и продолжает дробиться на мелкие социальные группы. Даже есть термин «технология разобщения масс». Чем больше разобщение, по разным критериям, тем легче управлять такой массой. Если мы придадим казачеству статус сословия, то мы получим группу лиц с особыми правами и обязанностями. С этой точки зрения необходима идея, которая объединит народные массы, а идея возрождения казачьего сословия объективно будет работать на социальное разъединение.

Далее. Возрождая казачье сословие, мы должны определиться с целью и ответить на вопрос «зачем?». Охрана границ – то функция ФСБ. Охрана порядка – функция МВД. Для поддержки духовно-патриотического воспитания — не нужно сословие, для этого необходима целостная государственная идеология и государственная система воспитания и образования. Общественная организация может в рамках своих возможностей оказывать помощь, НО в установленных законом рамках. Никакая общественная организация не может подменять собой государственные функции.

Со смыслом возрождения, в общем, понятно. Теперь о возможностях. За чей счет банкет? Опять за счет бюджета РФ? Сразу возникают подозрения о личной заинтересованности в создании казачьих структур.

На данном этапе исторического развития разговор идет не о создании сословий, а о воспитании гражданина Российской Империи на единых цивилизационных кодах, на едином мировоззрении! Тогда не будет никакой разницы к какой общественной группе индивидуум себя причисляет к «казакам» или к «союзу отцов», к христианам или мусульманам, к коммунистам или беспартийным.

На мой взгляд, люди, вбрасывающие в информационное поле идею о возрождении казачьего сословия, не правильно понимают условия восстановления и развития Российской Империи (как цели для нескольких поколений граждан РФ).