ЦВЕТ СМУТЫ ВСЕГДА КРАСНЫЙ.

Размышления перед Картиной Красная Смута

Что может быть разрушительнее для страны, чем смута, внутренняя междоусобица? Когда брат идет на брата? Когда одна часть страны на радость внешним захватчикам насмерть схватывается с другой такой же частью страны? – Вопрос риторический.

Наша страна в прошлом веке прошла через несколько революций. Казалось бы, можно научиться! Если не на чужих, так на своих ошибках. Тем не менее, еще находятся глупцы, которые искренне полагают, что в революции, майдане, – как бы смута не называлась, — можно чего-то выжулить, выкружить, получить какие-то блага и при этом уцелеть и преуспеть. Особенно усердствуют сторонники марксизма, которые четко усвоили: «Раз меня эксплуатируют, значит, имею право отнять и поделить.» С отдельными упертыми особями работать бесполезно. Но есть колеблющиеся, тем, кому марксистско-троцкистско-майданная пропаганда еще не затмила мозг. Таких нужно предупреждать. Причем предупреждать на уровне инстинктов, рефлексов. Так, чтобы на уровне физического выживания включился инстинкт самосхранения.

Последние десятилетия смуты ассоциируют с разными цветами. «Революция роз», «Оранжевая революция» и пр. Но мы утверждаем: Цвет смуты красный. Красный – это цвет пролитой крови. Красный – это цвет пожара. Красный, наконец – это цвет разинутой пасти хищника. Неслучайно красным обозначается опасность. Двигаться на красный свет – опасно, часто смертельно опасно. Увидел впереди загоревшиеся красные фонари остановки – немедленно тормози – опасность столкновения.

Поэтому выбор уйским художником Анатолием Мещеряковым красного как основного цвета своей картины «Красная Смута» явно не случаен. Любители истории могут воскликнуть: «Почему только «красные»?! Там еще и «белые» были!» Не будем спорить. Да «белые» были. А еще были «зеленые» и даже «голубые». Однако лилась красная кровь. Красным полыхали пожары. Цвет смуты – красный. На уровне инстинкта зритель воспринимает ужас, когда горят святыни; ужас, когда в братоубийственном противоборстве сходятся конные лавы. И красный цвет рамы только усиливает эффект от картины.

Однако центральной фигурой картины является фигура казака. На то, что это казак начала ХХ века – времени расцвета казачества недвусмысленно указывает казачья форма того времени и Георгиевские Кресты[1].

Казачество – явление, которое марксизм-троцкизм в силу своей дуальной ущербности объяснить не может. Марксизм с его примитивной схемой «угнетатель – угнетенный» просто не в состоянии осмыслить феномен казачества. Вооруженный, воинское сословие – значит угнетатель. Да еще и иногда, в силу недостатка специализированных войск, казаков привлекали для усмирения бунтов. Однако сам пашет, сеет, собирает урожай. Сам выращивает скот. Тогда, что-то вроде крестьянина, значит — угнетаемый. Не облагается податями – вроде привилегированное сословие. Марксизм, в своей зацикленности на деньгах, просто не в состоянии осознать, что казаки оплачивали свои права и привилегии кровью и жизнями. Казаков расказачивали, не взирая на состоятельность или несостоятельность. Просто потому, что казаки. Простой пример: Есть в Челябинске улица Братьев Кашириных. Братья вышли из семьи учителя. Окончили казачье юнкерское училище. Вышли в офицеры – вроде бы стали угнетателями. Потом примкнули к «красным». Однако в 1937-38-м году все трое погибли от рук своих же. Поэтому вписать казачество в марксистскую схему смуты не получается.

А казак смотрит на нас. И здесь нужно понять, что для художника оренбургские казаки – его предки. Как и для многих жителей Челябинской области. И этот предок смотрит на нас. И спокойно, отринув суету, спрашивает: «Мы прошли Смуту. Прошли кровь, огонь, разорение. Кто-то выжил, кто-то нет. А вы научились на наших ошибках? Что сделали вы, чтобы не было больше Смуты?» Антимайданная, антисмутная направленность картины делают её крайне актуальной в современных условиях. Считаю, что она может стать одним из знаковых художественных произведений Челябинской области и по праву занять место в Галерее Губернатора Челябинской области.


[1] Если точно – Знаки отличия Ордена Святого Георгия.