Что в человеке сильнее – жажда преимущества или братства?
Братство нельзя истребить, потому что оно не организация
в обычном смысле. Оно не скреплено ничем, кроме идеи,
идея же неистребима
Джордж Оруэлл
Жажда преимущества, другими словами — Комплекс превосходства — если говорить о конкретном человеке, это защитный механизм психики, при котором появляется ощущение собственного превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности. Термин впервые употребил австрийский психолог Альфред Адлер. Он полагал, что стремление к власти — это невротический симптом, который является результатом сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
При наличии комплекса превосходства люди зачастую стремятся к обретению власти над окружающими, принижают опасных для себя людей и верят в свою особую силу. Они проявляют следующие черты характера: враждебность по отношению к окружающим, нетерпимость, самоуверенность, хвастливость, зависть, злорадство, жадность, подозрительность. Они стремятся подстроить ситуацию так, чтобы выглядеть превзошедшими всех. Для них «внешний блеск» гораздо важнее, чем настоящие успехи и победы. Однако, даже добившись реальной победы над кем-то, они не ощущают удовлетворения.
Отсутствие социального интереса или отчуждение от общества приводит к тому, что человек перестает считаться с социальными интересами, благополучием других людей в стремлении достижения личного превосходства.
Все это касается отдельного человека, но ведь и для всего человечества в целом характерно стремление к превосходству. Сколько человек уничтожил видов животных на планете? Ведь не зря говорят, что самый страшный хищник на планете – человек. Он и правда, убивает не только ради еды и выживания, но и ради удобства.
Жажда преимущества очень сильна в нас, и это обусловлено и биологически (эволюционное выживание), и психически, и социально.
На Земле существовали и другие виды человека, кроме кроманьонца, к которому принадлежат все современные люди: питекантропы, неандертальцы, человек умелый. Никто не выжил, при появлении кроманьонца остальные виды человека просто исчезали. Почему, например, погибли неандертальцы? Ведь их мозг был даже больше нашего, у него имелась культура и погребальные ритуалы, а значит, была вера в загробную жизнь. Однако при столкновении с кроманьонцем они проиграли. Казалось бы, это только подтверждает теорию о его агрессивном поведении и патологическом уничтожении себе подобных именно со стороны кроманьонца.
Но не все так однозначно и мрачно. Современные антропологи и исследователи поведения древних людей упоминают об одной особенности, которая была характерна только для кроманьонца, и отсутствовала у других видов людей. И это особенность — не агрессивность.
Это умение сплачивать вокруг себя представителей других народов, других культур, умение относиться с любопытством к незнакомому, к новому и стремление вобрать это незнакомое в свою культуру. В науке есть такой термин — самоодомашнивание. Умение действовать сообща, всем народом, а не только своей семьей или племенем. Это стремление создавать союзы и умение договариваться с представителями других культур.
Все это, по мнению современных антропологов способствовало нашему выживанию и процветанию. Конечно, мы вытеснили другие виды себе подобных, но, возможно, у них просто были недостаточно развиты эти качества.
Жажда превосходства и стремление к объединению, сотрудничеству – два противоборствующих начала нашей природы. Хотелось бы, чтобы они находились в равновесии друг с другом. Ведь люди в своей массе хотят справедливости, а не только преимущества.