ЗАЧЕМ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ФИНАНСИРУЕТ ГРАФОМАНОВ?

Поводом к написанию этого материала послужил ответ, который мы получили в ответ на наше обращение в Администрацию Президента, которое было перенаправлено в федеральное Министерство культуры.

История вопроса:

27 февраля мы обратились в Администрацию Президента с предложением помочь сделать писательское сообщество профессиональным, а, следовательно, рентабельным для страны.

В ответ мы получили сообщение о перенаправлении нашего обращения по компетенции в Министерство культуры:

Из Федерального Министерства культуры был получен ответ:

В письме однозначно говорится, «Государство … не вмешивается в их [организаций творческих работников] деятельность. Это вызвало наше недоумение и мы обратились к Постановлению Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 (ред. от 27.02.2025) «О Министерстве культуры Российской Федерации»[1].

В первом же положении этого документа прямо говорится:

«Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики [курсив мой, А.Б.] и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, по формированию и осуществлению государственной политики в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации и осуществлению нормативно-правового регулирования в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.»

И вот тут возник вопрос: Как Министерство культуры Российской Федерации реализовывало, реализует и намеревается реализовывать государственную политику в сфере культуры и искусства, не вмешиваясь в деятельность организаций творческих работников? Разве творческие работники не являются гражданами государства Российская Федерация и не обязаны следовать государственной политике? И как контролировать следование государственной политике, не вмешиваясь?

Дальнейшее изучение упомянутого Постановления Правительства показало, что оно однозначно направлено на работу только с государственными организациями в сфере культуры и искусства. Механизмы для работы с негосударственными структурами там просто не заложены. Почему не заложены? Разве организации творческих работников законодательно отделены от государства, подобно религиозным объединениям в соответствии со ст. 4 Конституции РФ?

Однако реальность такова, что Министерства культуры уже фактически вмешивается в деятельность организаций творческих работников, финансируя их. Вот, например, Приказ Министерства культуры Челябинской области от 27.02.2024 г. № 57 “О распределении в 2024 году грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на проведение мероприятий в сфере культуры и искусства”[2]. Уверен, подобные документы найдутся в каждом регионе.

В принципе, нормально, когда государство закупает какие-то товары и услуги. Но тогда где «Принципы контрактной системы в сфере закупок», «Принципы открытости и прозрачности», «Принцип обеспечения конкуренции», «Принцип профессионализма заказчика», «Проведение электронного конкурса», «Проведение электронного аукциона» и пр., чему посвящены целые статьи в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Вместо этого нашелся только Приказ Министерства культуры Челябинской области от 11.01.2024 г. №5/1 “О проведении отбора на предоставление в 2024 году грантов в форме субсидий некоммерческим организациям на проведение мероприятий в сфере культуры и искусства”[3]

В Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ есть понятия «конкурс», «аукцион», но понятия «отбор» нет.

Тем не менее, «отбор» был проведен и все пять заявителей получили субсидии, что было закреплено в соответствующем протоколе:

Интересно, мероприятия в сфере культуры и искусства – это что? В приказе и протоколе не определяется, что является «мероприятием в сфере культуры и искусства», а что не является. (приведены примеры, но определения нет.) Как тогда контролировать качество поставляемых товаров и услуг? Как отчитываться за выделенные государством средства? Междусобой графоманов с последующим распитием спиртных напитков – это «мероприятие в сфере культуры и искусства»? (Оно вполне подходит под категорию «включая») Да, мы намеренно используем слово «графоман», поскольку никто из участников тех мероприятий диплом профессионального писателя предоставить не в состоянии. (Обидно, что там присутствуют один-два действительно серьезных писателей, которые могут претендовать на на профессионализм, но, увы, растворяют себя в графоманской среде.) Это к вопросу «соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки», как предусмотрено в ст. 31 упомянутого Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Получается, Министерство культуры неизбирательно финансирует графоманов, потому что результатов в виде шедевров нет.

Предвидим возражение в духе «Культуру и искусство нельзя измерять деньгами! И Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ здесь неприменим!». Но тогда и оппонентам нужно быть последовательными и признать неправомерным принятие денег творческими работниками. Это с одной стороны. С другой стороны: Деньги, которые направляются в виде субсидий, изначально выручены за предоставленные товары и услуги и будут потрачены «творческими работниками» на товары и услуги – такова природа денег. Почему в случае «творческих работников» деньги должны менять свою природу?

Попробуем подвести итог.

Министерство Культуры избирательно «реализует и планирует государственную политику в сфере культуры и искусства», работая с госструктурами, и декларируя невмешательство в деятельность «организаций творческих работников». В то же время финансирует эти самые организации. (Если это не финансовое «вмешательство», то что?) При этом никоим образом не контролирует профессионализм «творческих работников». И признаков применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, как положено в случае траты государственных средств, не просматривается.


[1] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117520/f7d96053e31f97031ad4f605f1263855ee420fe0/

[2] Оригинал: https://mincult.gov74.ru/files/upload/mincult/Деятельность/Приказ%20о%20распределении%202024%20СОНКО.pdf

[3] Оригинал: https://mincult.gov74.ru/files/upload/mincult/Деятельность/Приказ%20о%20проведении%20отбора.PDF