РАВЕНСТВО – ЭТО ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО.

Вопросы равенства людей актуальны на высоком уровне.

http://s1.cdnnz.net/films/i/7/3/0/okino.ua-equals-795730-a.jpg

Занимаясь вопросами эгалитаризма, равенства, мы также интересуемся наработками других исследователей по этому вопросу. Особенно, если эти наработки выводятся на широкую аудиторию. Поэтому мы не могли не обратить внимания на фильм, который так и называется «Равные» (“Equals”), вышедший на экраны летом 2016-го года и снятый режиссером Джейком Доримусом.

Где-то в будущем живет некий Сайлас. Он один из членов Коллектива – общества, где нет эмоций. Люди, создавшие Коллектив, по всей видимости, считали, что для того, чтобы избежать повторения катастрофы, нужно отключить эмоции. Тогда исчезнут вражда, ненависть, зависть – они источники агрессии, а следовательно, войн и разрушений. И где-то им это удалось. Жизнь Сайласа катится по накатанной колее. Каждый день в одно и тоже время подъем, завтрак, работа, возвращение, игра в компьютерные пазлы, сон. И так каждый день. Он одет как все, ест то же, что и все. Он равный среди равных. Жизнь кардинально меняется, когда у него начинают проявляться эмоции. В Коллективе это считается заболеванием, и некоторые считают, что оно заразно. Состояние носит название СОС (Синдром Общественной Сознательности)[1] и считается неизлечимым. Сайлас не понимает, что с ним происходит, обращается к врачам, те прописывают ему ингибиторы, задерживающие развитие «заболевания». Однако состояние прогрессирует. И он замечает, что рядом не просто сотрудник, «равный», а девушка Ния, и Ния начинает ему нравиться. И Ния начинает ему отвечать. Оказывается, Ния «больна» уже больше года и ей всё время удавалось это скрывать.

Здесь я хотел бы сделать отступление и отметить отличную режиссерскую и актерскую работу Николаса Холта  и Кристен Стюарт, которые сумели создать на экране образ пробуждающихся чувств. Робких, неуверенных, еще только начинающих осознавать самоё себя. Но даже осознав себя, чувства вынуждены скрываться, ибо за проявление чувств – изоляция и «выбор способа безболезненной смерти». Возможно, Кристен Стюарт помог опыт съемок в сериале «Сумерки», где рассказывалось о жизни подростков, возрасте, когда также пробуждаются чувства.

Сайлас и Ния пытаются скрывать свои чувства, Сайлас переходит на другую работу, но зародившаяся любовь сильнее и они продолжают встречаться тайком. А между тем их находят другие такие же «больные». Они, оказывается, встречаются тайком, чтобы открыто говорить о своих чувствах. Сайлас и Ния решаются бежать. Но на медосмотре выясняется, что Ния беременна и её изолируют. Чтобы вызволить, друзья выдают её за погибшую, но их схватывают и Сайлас не успевает узнать, что Ния на свободе. От горя он обращается к врачам, которые уже изобрели препарат, который полностью уничтожает эмоции. Последняя встреча Сайласа и Нии. Препарат еще не успел подействовать. Последняя радость перед горем расставания. Последние кадры: Ния направляется к границе, за которой, если удастся уйти, её ждет дикая природа и свобода в чувствах.

Получается, что «Синдром Общественного Сознания», а в дословном переводе «Синдром Включения» [чувств] – это не заболевание, а попытка человеческой природы прорвать наложенные искусственно ограничения и вырваться на свободу. Равенство противоречит природе человека.

Однако даже в кино не удалось создать действительно общество равных. У Сайласа с Нией есть руководитель. Неизвестно, имеет ли он какие-то привилегии, но факт остается фактом: он имеет право делать Сайласу предупреждения. Есть кто-то, кто управляет Коллективом, кто отдает приказы пройти медицинское обследование и пр. Наконец кто-то создал Коллектив, разработал правила поведения в нем. Организовал генетическую корректировку людей. То есть среди «равных» есть «более равные».

Будучи в определенной мере политизированным, зная, что современное кино политизировано в самой высокой мере, я попытался найти политический смысл в этом фильме, привязать его к каким-то событиям в мире. Однако у меня не получилось. Я вполне допускаю, что какие-то события я упустил из вида, но может быть и фильм не привязан к каким-то событиям. Очень часто фантастические произведения создаются, чтобы изучить вопрос, исследовать какое-то явление в «стерильных» условиях, вне связи с актуальными событиями или реальными личностями. Оценить реакцию людей. Видимо таким и является фильм «Равные», где навязанное, пусть с благими намерениями, равенство вступает в жесткий конфликт с человеческой природой. И тот факт, что на эту тему снимается кино, вкладываются серьезные средства и ресурсы, говорит о том, что вопросы равенства, эгалитаризма ставятся на достаточно высоком уровне в мире.


[1] В оригинале – SOS – Switched On Syndrome – Синдром Включения [чувств].