ЗАЯВЛЕНИЕ

На Инициатический Конкурс 2023 Производственного Рассказа

А.В. Болдырев

ЗАЯВЛЕНИЕ

Апрель. Весна в самом разгаре. Она уже давно вступила в свои права, но об ушедшей зиме напоминал не только островок снега, еще оставшийся лежать в тени памятника первому выпущенному Заводом автомобилю, но и покрытые снегом вершины гор, гряда которых протянулась слева. Справа можно увидеть еще покрытую льдом реку. А вперед, насколько хватало глаз, между рекой и горами протянулся город с его главной улицей, названной в честь автомобилестроителей. Небо сияло той исключительной голубизной, какая бывает только весной, когда воздух чист и прозрачен. Из приоткрытого окна тянуло свежестью и непередаваемым запахом талого снега. Внизу ехали машины и автобусы, спешили куда-то по своим делам люди.

Этот замечательный вид можно было рассматривать если не бесконечно, то довольно долго. Но долго нельзя, всё-таки работа. Три месяца назад Роман стал начальником бюро. В его подчинении было два человека, один из которых был в отпуске, и он считал, что имеет право не напрягаться. Однако могли понять неправильно соседи. Кроме его подразделения в зале работали еще два КБ. Там, как раз, назревала перепалка. Руководитель группы, Нина Николаевна, женщина, мягкая в отношениях с людьми, прекрасно разбиралась в своей системе и твердо её отстаивала. А вот её оппонента наоборот отличал юношеский задор.

— Нина Николаевна! – горячился молодой двигателист. — Между вашими панелями и «движком» мне нужно протащить выхлопную трубу. Двигатель новый, труба требуется больше. И я вас задену. Прежняя труба создает слишком большое сопротивление. Нам моторный завод не согласует применение.

— Алеша, — почти по-матерински увещевала Нина Николаевна, — если мы изменим наши штамповки, то это сразу выльется в новые штампы. Технологи назовут такие цифры, на какие никто никогда не пойдет. Давайте вы подумаете над своей системой. Вам ведь всё равно её менять. Это поймут все. А нас трогать не будем. В конце концов, попробуйте поискать другое место, трубу свою сплющите …

— Нина Николаевна! …

Рядом сидел Сергей – ответственный за общую компоновку машины. Он сосредоточенно слушал обоих и молчал. Решения не было. Установка нового двигателя затрагивает если не все системы автомобиля, то половину точно. И таких пересечений как это было множество. Каждый «системщик» отстаивал интересы своей системы и был по-своему прав. В задачу Сергея же входило обеспечить параметры всего автомобиля. Подобных микросовещаний каждый день проходило одно — два, не считая официальных.

— Нина Николаевна, можете предварительно оценить, какие детали изменятся, если мы пойдем по пути, предложенному Алексеем? Попробуем потолковать с технологами. Выхлопную так и так менять. Дешевле будет, если все изменения собрать в одно место, но и миллиметры водяного столба[1] нужно обеспечить. А мы с Алексеем еще подумаем, может действительно сплюснем трубу, – предложил, наконец Сергей.

— Хорошо.

Сергей с Алексеем встали и направились к выходу из зала.

— Сергей, — окликнул Роман, — чаю попьешь? – ему было скучновато и хотелось поболтать.

— Давай, только не долго.

Они прошли в отгороженный шкафами закуток, где стояли стол и несколько стульев.

— Что у вас там за разбирательства? – поинтересовался Роман.

— Ты же знаешь, если машину с новым двигателем к Новому году на конвейер не поставим, нас по экологии с дорог выгонят. Вот и втискиваем двигатель с системами.

— Слышал. А я вот новый облик нарисовал. Завтра представлять буду.

— Знаю, буду на том совещании.

— Глянешь сейчас?

— Давай.

Сергей и Роман жили в соседних домах и нередко ходили домой вместе. В общем, приятельствовали. Роман, кстати, рассчитывал на поддержку Сергея.

Они подошли к кульману, на котором был закреплен лист ватмана.

— По-моему, я это уже видел, — Сергей бегло окинул взглядом рисунки. Было видно, что он подошел к кульману больше из вежливости, чем из реального интереса.

— Ну, так доработал.

— Понятно. Я пошел, а то еще рекламация пришла. В Сургуте на автокранах рамы полопались. Валят на конструкцию, а там явно полиспастный блок за бампер крепили и тянули со всей силы. Могу поспорить, когда приедем, между «клыками»[2] будет арматурина вварена. В общем, надо к командировке готовиться. Толя-рамщик чертежи штудирует. Педант.

Чтобы не ощущать спиной косые взгляды коллег и подчиненного, Роман отошел от окна, сел на свое место и продолжил шахматную партию с компьютером, благо монитор был виден только ему. На этот раз удача не сопутствовала. Компьютер выиграл. Надо бы и поработать. Роман сходил в приемную главного конструктора и забрал из своей ячейки отписанные ему начальником отдела бумаги. Отношения с непосредственным начальником складывались не очень. Точнее их почти не было. Замечаний, разносов не было. Но и особой теплоты тоже. Общение ограничивалось встречами на совещаниях, резолюциями на письмах и служебных записках. Впрочем, Романа это не особо волновало, ведь ему покровительствовал сам Главный конструктор.

Роман работал на Заводе сравнительно недавно. Около двух лет. Но к своим тридцати двум он успел отслужить срочную, поработать водителем и окончить вечерний институт. Практический опыт у него был довольно солидный. И он свысока поглядывал на «работников карандаша и монитора», считая их оторванными от практики теоретиками. Как-то он карандашом нарисовал, каким хотел бы видеть автомобиль. Рисовать Роман умел и любил. А еще любил машины и искренне хотел сделать продукцию Завода красивее. В один из вечеров набрался смелости, зашел к Главному конструктору и показал свои рисунки. Главный хмыкнул, но оставил рисунки у себя.

Через два дня он вызвал Романа к себе и поручил сделать подобные рисунки, но крупнее и нескольких ракурсах. А еще в различных комплектациях. И тут же позвонил серийщикам, чтобы они помогли Роману выбрать комплектации. Там, кстати, и познакомились Роман с Сергеем. А еще через две недели в структуре появилось новое бюро, которое и возглавил Роман. В его задачу входило подготовить предложения по перспективному облику автомобилей. И вот уже три месяца они делали этот самый облик.

На следующий день в кабинете Главного конструктора состоялось рассмотрение работы Романа. Было немноголюдно. Только самые заинтересованные. В том числе и Сергей. На столе лежал лист ватмана, который он видел вчера. Роман оживленно рассказывал, как нужно делать капот, чтобы водителю было удобно его открывать. При этом делал фигуры из пальцев, наглядно демонстрируя форму кронштейнов. Наконец он закончил. Повисла тишина.

— По-моему, мы всё это уже видели. Зачем было собираться? – задала неожиданный вопрос единственная женщина на совещании. Она представляла группу сертификации, начальник которой был в командировке. – Можно было побольше нарисовать, — прямота была её отличительной чертой.

— Да, ждали большего, — поддержал Михаил Васильевич, начальник отдела кабин и оперений. В случае принятия положительного решения, заниматься новыми изделиями пришлось бы, главным образом, ему и он ждал более подробных проработок.

— Ну и, Роман, всё-таки язык конструктора – чертеж. – Вступил в разговор Сергей. – Решения твои выглядят интересными, но малопонятны. Может быть, стоит детальнее проработать и встретиться еще раз?

Двое других участников совещания, представители отдела, занимавшегося перспективным проектированием молчали, но было видно, что они поддерживали говорящих. Вообще-то Роман где-то заступил в их «епархию» и прямая критика могла выглядеть как давление на конкурента. Видимо поэтому начальник не высказывался, а его коллега не лез вперед руководителя.

— Мда, — протянул Главный. – Маловато для трех месяцев работы … действительно, Роман, давай ты еще поработаешь. Помощники у тебя есть.

Роман вышел из кабинета молча, не глядя по сторонам. «Да что они тут понимают! – думал он. Они хоть раз двигатель на морозе запускали? Хоть раз ходили в рейс машине? Дальше цеха и полигона не выходят. Я знаю, как нужно!»

— Ты почему меня не поддержал? — спросил Роман Сергея в коридоре.

— А что поддерживать? – спокойно ответил Сергей.

— Ну мои идеи… — немного растерялся Роман.

— Где мы увидели твои идеи? Картинки классные. Но здесь не студия живописи. Ты бы хоть нарисовал побольше. Я же тебе дал общие виды цистерны, лесовоза. Седельный тягач и рисовать особо не нужно. Где они эти комплектации? Насколько я понимаю, тебе так задача ставилась? Как капот сделать? Да это давно известно, что откидывать оперение вперед удобнее и лучше доступ к двигателю. Кто за перестройку производства платить будет? И на пальцах можно слесарю на автобазе объяснять. Он поймет и сделает как тебе надо, если ты еще у него над душой стоять будешь. Но даже в экспериментальном цехе слесарь с тебя, минимум, эскиз попросит, да еще расписаться потребует, чтобы не было вопросов. А тут не слесаря, а конструкторы собрались. Они на пальцах вообще не изъясняются. Минимум карандашом на бумаге. Не торопись, с людьми посоветуйся. К испытателям сходи. Извини, меня ждут.

В голове Романа порядка не было: «Ну как можно не понимать элементарного? Я же ясно показал, как». Увлекшись, Роман даже начал сам с собой жестикулировать, показывая, как нужно делать.

По дороге с работы и дома он продолжал обдумывать происходящее: «В конце концов, они сами ухватились за мои рисунки. Значит, своего ничего нет. Значит, я уникален. Вот напишу заявление. Пусть поуговаривают. Я еще подумаю, остаться или нет». Так и сделал. Написал прямо с утра. И положил в почту Главному.

— Я заявление написал, — как бы мимоходом сказал Роман Сергею, когда они встретились в столовой. «По собственному».

— «По собственному?» — удивился Сергей, — куда уходишь? Что-то интересное нашел?

— Нет, посмотрю, как удерживать будут.

— Ну-ну, — Сергей улыбнулся. Улыбка была ироничной.

После обеда Роман сидел на своем месте и ждал звонка из приемной. В голове одна за другой рисовались перспективы. Что предложат? Зарплату удвоят? Отдел дадут? Но телефон упрямо молчал. Чтобы хоть как-то снять напряжение ожидания, Роман сделал набросок магистрального седельного тягача. Нечто подобное он видел в статье о грузовиках «Кенворт». И хотя сам прекрасно понимал, что по нашим дорогам такой технике будет сложно передвигаться, ему очень хотелось видеть продукцию Завода такой. Потом прислушался к спору из-за новой эмали. Конструктор отказывался её согласовывать, а пришедший снабженец упорно твердил, что прежнюю стало трудно найти и новая, к тому же дешевле. А телефон всё молчал. Ближе к концу рабочего дня Роман сам пошел в приемную.

Там было пусто. Только секретарь вызванивала кого-то, сверяясь со своими записями.

— Любовь Михайловна, у себя? – Роман кивнул на дверь кабинета.

— Нет, на совещании у Генерального, — она на секунду оторвалась от ежедневника.

— Он меня не искал?

— Нет. Роман в задумчивости подошел к своей ячейке. В ней лежала одна единственная бумага. Это было его заявление об увольнении. В левом верхнем углу стояло лаконичное «Согласен» и размашистая подпись Главного конструктора.


[1] Гидравлическое сопротивление впускного и выпускного трубопроводов двигателя измеряют в миллиметрах водяного столба.

[2] Обиходное название буксирных крюков, расположенных на бампере автомобиля.