ЖИВИ — ЗАЖИГАЙ ОГОНЬ, ОТВОРЯЙ ТАЙНЫ!

1.

Класс живописца в том, что он даже «череп оживляет».

Тема победы над смертью одно из главных в живописи Василия Соловьева и череп – один из доминирующих героев его картин. И то, что он производит отчасти демоническое действие – силой искусства оживляет череп, — говорит о мастерстве. Но нам важно понять, чем изображение черепа Соловьевым учит нас и чем он отличается от других изображений.

Первое отличие – Череп – герой картины, что подтверждает композиционное решение – он в центре. С ним в диалоге – Лампа и Ключ. Перед нами символическая группа формально мертвых предметов — лампа не горит, — ключ – не руках человека.  

И вот вопрос самый главный таков: это натюрморт, мертвая натура? Второй вопрос: послание – кому? С кем спор?

Начнем с аналогов: знаменитый художник голландец Якоб де Гейн, 17 век.  

 У Гейна Череп – это Смерть Пришедшая, конец творчества, — он нависает над книгами, потушены светильники, перо лежит на боку, и опять-таки ключ на ленточке. Вещь закончена. Смерть пришла и наложила свою лапу Торжествующего Конца. Причем это касается не только Черепа, но и всех вещей, который умерли вместе с ним. Подчёркивает эту законченность чисто классический стиль письма.  

У Соловьёва – полемическая вещь. Картина говорит: Смерть – не конец. Череп погружен в рефлексию – он задумчив. Лампа – готова зажечься. Ключ готов к Открытиям – он не брошен в хлам – он наготове, на рабочем гвозде.   

«Живость» Черепа подчеркивает Лампа. Обратим внимание, что Лампа светит внутренним светом – и отливает внутренним золотом. Причем Лампа простая, без изысков, но внутренний свет облагораживает её и подчеркивает согласие с Черепом – работать.  

2.

Тема Черепа в натюрморте имеет жанровое определение – Венитас. Этот жанр ставил перед собой задачу – вселить в человека Страх Смерти. Для Средневековья и Возрождения это шло под Знаком Приговора. Вот вещь Филипа де Шампаня, Торжество Смерти. Пустые глаза, агрессивные зубы, хохочущий эффект и доминирование чёрного цвета Тьмы – аллегории Смерти.  Цель идейная была проста: в страхе смерти успевай жить и душу спасать.

Так вот картина Соловьева – протест в формате жанра Венитас: много света, живой, рефлексирующий череп, лампа, готовая к работе – ключ, готовый к работе – поиску и открытиям, то есть картина о готовности жить после смерти в своих творениях, ибо именно творения не умирают.  

Вообще эта вещь обращена к художникам, творцам, вообще людям, которые хотят жить после смерти. Это картина про Жизнь после Смерти. И напоминание: твори свое будущее на-после смерти!

Это разговор о бессмертии, причем конкретном – в своих творениях.  

Картину я считаю крайне важной, потому что художники, особенно у нас в России, живут одним днём. Написал картину – продал вчёрную – забыл о ней. А она – забыла о тебе! И тогда Имя твое уходит в Лету.

Так вот картина, ушедшая от тебя без привязки к твоему Имени – не даёт тебе бессмертия.

Так вот помедитируй перед картиной Соловьева и задай себе вопрос: как твои картину будут давать тебе Жизнь после Смерти.