ВНУТРЕННИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБОРОТ КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ

1.

Главное условие капитализации – прочный внутренний оборот составляющих эстетического и внеэстетического процесса. Сопряжение интересов художника и банкира – сложный процесс, но в конечном итоге плодотворный. Тем более есть опыт. Западный, который давно сложился. Западный серьёзный банк рассматривает картину, авторские права на роман как вполне прибыльное дело – и берёт, подчёркиваем, гарантированнное произведение в залог.    

Но есть чисто эстетическая капитализация, которая существует внутри видов искусств. Причем один вид может сделать капитал другому виду искусства. Речь идет о сопряжении и транспонировании искусств.

Самый знаменитый факт сопряжения и капитализации – небольшое, невидное, стихотворение Агатова «Темная ночь». Стихотворение хорошее, но если бы — 2 — не мелодия Богословского, 3 исполнение Марком Бернесом – оно бы не «сыграло». А вот сопряжение трёх составных дало самую знаменитую и самую важную песню времен второй мировой войны. Аналогов нет. 

Но для того чтобы песня состоялась, нужна хорошая основа – хорошее стихотворение, хорошая музыка и хорошее исполнение. Сопряжение трёх отраслей и дало шедевр. Это и есть межотраслевая капитализация: когда ценность составляющих на порядки ничтожнее, чем целое составных.

2.

Не будем кривить душой, при всей соблазнительности межотраслевой капитализации есть много нерешённых проблем. Самый серьёзный, мне кажется, в области перевода Шедевра в либретто оперы или сценарий фильма с многочисленными искажениями. Одно дело, когда Стругацкие сами вместе с режиссером формируют сценарий и даже участвуют в наблюдении над фильмом, как это было с Тарковским «Сталкер», и с Герасимовым, который по возможности все обговаривал с Шолоховым на съемках  «Тихого Дона». 

Но есть либретто «Евгения Онегина» Шиловского для Чайковского, которое настолько удалено от оригинала, что не все почитатели романа понимают происходящее на сцене. А видеть Онегина и Ленского на сцене полноватыми возрастными исполнителями совсем не цимес. 

Есть капитализация совсем коммерческая, но что делать, мишек в лесу Шишкина знал весь мир в виде конфет с выразительной обёрткой картины Шишкина. «Мишки» были чуть не символом России в мире через конфеты, а фамилию художника Шишкина знали все. И я в свое время видел восторг массы народа, который в галерее Третьякова толпился возле этих мишек, не веря глазам, в то, что это большой холст полтора на два метра. Особенно были поражены дети. Это тоже ход – через размерный эффект ввести в восторг перед шедевром. 

Жаль только, что автор самих мишек – Савицкий – оказался в опале у самого Третьякова, который своей рукой замазал автора.

Проблемы есть, они решаемы, но ясно, что взаимный межотраслевой оборот искусств дает мощную капитализацию. 

3.

Многие болезненно относятся к межотраслевому союзу, поскольку не умеют делить деньги, считая это дело порочным. Есть такая проблема. Настоящие художники считают, что деньги что-то вроде чумы, но жить без них не могут. Только те, кто понял, что нужно научиться сопрягать свой талант и доход, выжили. Многие таланты умерли в откровенной нищете и даже голоде, не желая продавать картины в обмен на деньги, не желая торговаться, и судить о своем дитя деньгами. Проблема. Ведь каждый считает торг неуместным. Но что же делать, если законы художественного развития сегодня заложены в индустриализации, которая начинается с оценки, которая никогда не устроит художника, для которого картина – всегда уникальна, а значит бесценна. И он изначально не соглашается с миллиардом человек, что картина пока мало стоит, потому что она неизвестна. И только оборотный ход её в истории может нарастить цену картины. Но для этого он должен понимать, что его картина может стать, условно говоря, обёрткой для конфет.   

Есть опыт, который давно уже научил межотраслевому союзничеству – это песня в кино, — давно уже налажен процесс долевых авторских отчислений. Но есть над чем еще поработать – по взаимной корректности. К примеру, того же Шишкина-Савицкого картину «Утро в Сосновом лесу» назвали в конфете Мишка Косолапый – неверно отражая саму картину, где мишек четверо. Почему было не сохранить название картины – конфета Утро в сосновом лесу?   

Но ясно, что взаимообращение искусств – капитализация, которую можно осуществлять уже сразу – для взаимного продвижения. Если музыкант напишет песню на стихи – то это уже Шаг Художественного Оборота!