ИГНАТИЙ ВАНДЫШЕВ: ЧЕЛЯБИНСК ПЕРЕД БУРЕЙ

Игнатий Вандышев. «Старый Челябинск. Вид с горы Никольской»

Думаю, многие сталкивались в своей жизни с удивительным явлением, когда перед бурей природа как будто замирает. Где-то уже гремит, через какие-то минуты будут шторм, ливень, гроза. Но это спустя минуты. А здесь, пока, еще тихо и спокойно. Подобное ощущение возникло у меня, когда я увидел картину Игнатия Вандышева «Старый Челябинск. Вид с горы Никольской».

Но прежде чем говорить о впечатлении, хотел бы поговорить о том, что изображено на картине и что не оставит равнодушным любого челябинца. На полотне более чем достаточно ориентиров, чтобы понимать, что изображено на полотне.

Прямо перед нами Свято-Симеоновская церковь. Чуть-чуть правее и дальше за рекой Миасс – церковь Александра Невского. Еще чуть вправо – дроболитейная башня. Слева от Свято-Симеоновской церкви на самом горизонте – челябинский элеватор. По центру, чуть выше реки угадывается контур мечети на бывшей Азиатской улице. В левой части картины отчетливо просматривается Свято-Троицкая церковь, за ней угадывается зелень Сада-Острова – одного из любимых мест отдыха горожан, а ближе к горизонту виден дым паровоза. Практически по центру, чуть выше моста, который потом перестроится и станет Кировским, виден Христорождественский собор. Перед нами панорама Челябинска, которая открывается с горы, в районе нынешних улиц Тагильской и Горшечной.

Судя по начинающим желтеть деревьям, это конец августа – начало сентября. Замечательное время, когда урожай уже собран, но еще тепло. День клонится к закату (судя по тени от Свято-Симеоновской церкви) и создается ощущение заслуженного покоя. Однако тот, кто знаком с историей Челябинска, легко определит, что это не начало, а конец покоя. Элеватор и Свято-Троицкая церковь построены уже во время Первой Мировой войны. Перед нами, скорее всего, лето 1915-17 годов. И исторические вихри уже на подходе. Где-то далеко за тысячи километров громыхают громы Мировой войны (тогда еще не Первой Мировой, а просто Мировой). Но вот-вот буря придет и сюда. Я воздержусь от оценок той Бури. Слишком много случится за последующее столетие, слишком сложные произойдут события. Слишком сложно судить. Бесспорно одно: Тот Челябинск, что запечатлел на своем полотне Игнатий Вандышев навсегда уйдет в прошлое. Свято-Троицкая церковь сначала закроется, более половины столетия будет стоять без крестов, и «работать» краеведческим музеем, а в 1990-е будет отреставрирована и освящена вновь. Христорождественский собор будет разрушен, а рядом с тем местом вырастут храмы культуры – челябинская филармония и театр оперы и балета. Мечеть будет переделана в «Клуб нацмена[1]», а в 1990-е снова станет мечетью. Церковь Александра Невского (лично мне она запомнилась как планетарий), переживет изгнание католического органа и вновь вернется в лоно Православной Церкви. Дроболитейку я застал уже в 1977-м году лежащей на боку. Дроболитейный завод сносили, чтобы построить новые высотки. Мне — «подготовишке» отец объяснил тогда технологию литья дроби: капля расплавленного свинца падает с высоты, по пути приобретая форму шара и застывая. Это казалось чем-то фантастическим и невероятным. Из всех челябинских храмов только Свято-Симеоновская церковь сохранит Веру, оставаясь единственным действующим православным храмом Челябинска на всём протяжении советского периода истории.

Прогремит Гражданская война. Вздыбится заводами индустриализация первых пятилеток. Страна содрогнется в Великой Отечественной, а потом воспрянет, как феникс из пепла. Много чего произойдет за сто лет. Дома горожан с картины станут называться «частным сектором» и уступят место многоэтажным жилым домам, офисным зданиям, промышленным предприятиям. Челябинск раскинется за горизонт. Обрастет заводами, новыми микрорайонами. Но это будет потом. А на полотне Игнатия Вандышева перед нами мирный и спокойный уездный Челябинск.

Картина написана в 1963-м году, когда минуло почти полвека с того Челябинска. Наверное, художник, зная, что произойдет потом, стремился оставить его для потомков. P.S. Хотелось бы задать вопрос краеведам. Почему картина называется «Старый Челябинск. Вид с горы Никольской», если это Симеоновская гора? О чем недвусмысленно говорит название церкви. Неточность? Скрытый смысл? Хотелось бы узнать мнения.


[1] НАЦиональные МЕНьшинства.