ЕСЛИ НАС БЬЮТ – ЗНАЧИТ, МЫ ЖИВЫ!

«Не бьют только мертвую собаку», —

поговорка.

Советского Союза уже давно нет. В 1991-м году мощнейшая держава исчезла с карты мира. А вместе с ней исчезли советская экономика, культура, советский уклад жизни. Казалось бы, это произошло окончательно и бесповоротно. Без малого 30 лет – это много.

Уже выросло и активно включилось в общественную жизнь поколение, рожденное уже не в СССР, подрастают их дети. Для них Советский Союз – не более чем рассказы родителей. Едва ли они захотят, а еще меньше смогут воссоздать уклад когда-то великой державы. Тем не менее, почему-то вновь и вновь тратятся силы на то, чтобы в очередной раз вытащить на свет и перетряхнуть грязное белье советских времен, лишний раз выставить наше прошлое даже не черном, но в грязном свете. Зачем? Именно этот вопрос возник у меня после того, как я посмотрел фильм «Юморист», который с 1 марта идет в кинотеатрах нашей страны.

Ощущение осталось двойственное. С одной стороны, захотелось умыться, как будто тебе в лицо плеснули грязью. С другой – нечего возразить. Действительно, за юмористами и сатириками, да и за всеми творческим и людьми, приглядывали цензоры в погонах и без. Действительно, в нашей космической программе случались сложности даже катастрофы с человеческими жертвами. И отправляясь за пределы земной атмосферы, наши космонавты действительно рисковали жизнью. Действительно, высшие чины армии, КГБ, гражданские чиновники пользовались недоступными обычным гражданам привилегиями, которыми нередко злоупотребляли. При этом однозначные аналогии и параллели провести невозможно. Все образы, выведенные на экране собирательные. Придраться, обвинить во лжи, искажении фактов невозможно. Всё прячется за индульгенцией «свободы творчества и авторского замысла».

Сюжет фильма пересказывать нет необходимости – это еще одна история как творческий человек не может творить в условиях контроля, точнее преследования КГБ. Не может мириться с окружающей действительностью и, наконец, срывается, высказав власть имущим всё, что он о них думает. Искушенный зритель даже будет разочарован простотой и краткостью сюжета.

Здесь я позволю себе небольшое отступление и подчеркну участие в фильме дочери Геннадия Хазанова Алисы. В свое время это был один из популярнейших артистов СССР. Он был действительно мастер смеха. Я был на его концерте и зал реально держался за животы. Но когда началась «перестройка», сатира превратилась в глумление. Кое-какие ноты «перестроечных» его выступлений я уловил и в фильме.

Однако нужно отметить умелый сюжетный ход авторов фильма, когда они поставили рядом героизм космонавтов и генеральскую баню. Ход действительно удачный в своей выразительности. Невольно задумываешься, а может действительно, одна из причин распада СССР – это несовместимое сочетание героизма одних и необоснованного потребления других?

Но есть и положительный повод задуматься, вспомнить американскую, кажется, поговорку: «Не бьют только мёртвую собаку». Если по нашему советскому прошлому бьют, значит что-то там еще живо. Что-то дышит там еще такое, что не дает покоя тем, кто СССР разрушал. Вот только ЧТО?