РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

на примере фильмов Сергея Герасимова

1.

Уничтожение противниками эстетических конкурентов идёт вокруг понятия прибыль, рентабельность, доходность. Мол, хорошо то, что прибыльно, выгодно и рентабельно. Если люди массой смотрят и платят, — значит это хорошее кино. Критерий класса – денежный доход. И поклонники классического кино давно приуныли – невозможно классике преодолеть соблазны кинопопсы. Действительно в классическом кино нет трюков и жанровой предсказуемости, стандартов, которые веселят и ублажают массового зрителя, а значит не будет вала зрителей.   

Неужели классика проигрывает?  

Мы не станет менять правила оппонентов – и примем правила рентабельности. Да — великое должно быть доходным! Да, массовый зритель – гарант успешности кино! Мы – за.

Возьмем только во внимание фактор времени.

Во всех воззваниях по рентабельности кино никто не берет фактор времени. А вот здесь ситуация меняется.

Фильм «Т-34» 2018 года посмотрело около 10 миллионов человек.   

Но фильм по тому же сюжету, но приближенный к реальной судьбе реального беглого экипажа, «Жаворонок» 1964 года за 60 лет посмотрели сотни миллионов (!), включая международного зрителя – он был представлен в Каннах. Доходность его фантастична. «Т-34» ни в какое финансовое сравнение не идёт. Более того, сегодня «Т-34» не смотрит никто. И вряд ли он будет востребован как серьезное искусство. А вот «Жаворонок», если его не затирать, а выпустить в прокатный процесс — будет.

2.

Итак, если преодолеть хитрости банкиров и коммерсантов, которые успешным считают сборы за первую неделю просмотра, то все блок-бастеры, хиты, бестселлеры, короче попскино проигрывают классическому кино – если включить фактор времени – причем не год, не три, а сто лет, к примеру.

Судьбу рентабельности классики по кино судить в пространстве ста лет сложно, более качественное кино стало возможно с пятидесятых, однако судить можно по литературе. Несомненные блокбастеры, всех победившие своей суммарной прибыльностью «Божественная комедия» Данте и основные романы Достоевского и «Война и Мир» Толстого. Колоссальная капитализация. Более того, капитализация еще идёт! И соревнуются классики уже между собой. Популярная в свое время «Госпожа Бовари» (тоже классика) сегодня уже объективно скучна и натужна, многословна, слабосюжетна. Бальзак с «Блеск и нищета куртизанок» проигрывает по теме и по рыхлостью композиции. То есть в итоге высшая классика на порядки рентабельнее! И это несмотря на то, что с ней ведется борьба силами кичей 19 же века! Вы не поверите, но с романами Диккенса конкурирует кич 1811 года госпожи Остин «Разум и чувства»! Белибердень, скажем как грубые филологи. Но её толкают на рынок, чтобы победить «Дэвида Копперфилда» Диккенса!

НО! Диккенс выигрывает.    

3.

Есть у киномошенничества союзник. Он называется прокатчики. Отсюда понятно: доходно то, что «катается», смотрится то, что показывается в кинотеатре. Это уже вопрос к кинопрокату, но ясно, что если сделать кинопрокат конкурентным хотя бы по минимуму, то ситуация будет простой – классика выиграет однозначно. Допустим, на город пять кинотеатров на один, который даёт классическое кино. Сменность попскино при константности классического кино показывает, что все попсфильмы прочно завязаны на момент и всегда проигрывают в вечности, а значит проигрывают классическому кино.   

А если еще включить кино в воспитательно-образовательный компонент, обязывающий школы использовать киноуроки, то весь кино-кич просто не востребуется. Проведём эксперимент: на каком фильме мы будет воспитывать людей из 4-х экранизаций «Тихого Дона» – по Герасимову, по Бондарчуку, по Урсуляку?

Причем здесь не играет роль момент съемок, а только качество фильма. Напомним, что «Тихий Дон» снимался еще в 1930 (!) году Иваном Проворовым! Его инспектировал сам Шолохов!

Нет вариантов – мир смотрит Герасимовские фильм. Его доходность на сегодняшний день феноменальна. Это с учётом того, что либеральную киновласть от него воротит.

Но мы ведь только по финансовым фактам идём. Идем по тем критериям, которые определили финансисты – прибыльность и рентабельность.

Рентабельность и прибыльность классики тщательно скрывается. Нам нужно вернуть истину в обиход вот и всё. Пусть даже истина прозаична и монетарна. Мы готовы с конкурентами говорить на их языке!