БИЗНЕС-ПРОЕКТ: ГЕРАСИМОВ-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕНТА

СУТЬ БИЗНЕСА – ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СУДЬБУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕНТЫ ОТ ТВОРЧЕСТВА ГЕРАСИМОВА.

ПОДО ЧТО?
ПЕРВОЕ: ФИНАНСИРОВАНИЕ МУЗЕЯ:

МУЗЕЙ ГЕРАСИМОВА В КУНДРАВАХ

В селе Кундравы есть музей, посвященный Сергею Аполлинарьевичу Герасимову – всемирно известному кинорежиссеру, актёру и сценаристу. С 1986 года его имя носит Всероссийский государственный институт кинематографии, в котором он преподавал и где его учениками были ныне известные актеры России. Этот человек получил мировое признание своих заслуг перед кинематографом.

Знаменитый кинорежиссер родился в 1906 г. в поселке Десятилетие Чебаркульского района недалеко от Чебаркуля и села Малково. По сию пору сохранился дом семьи Герасимовых.
Сам поселок, получивший название в советское время, был заимкой, которую купил Аполлинарий Герасимов. Сергей был крещен в Кундравах. По православным канонам крещение считается настоящим рождением человека, видимо, поэтому существует версия, что Герасимов родился в селе Кундравы.
Отец Герасимова, Аполлинарий Алексеевич, — по происхождению дворянин — участвовал в революционном движении. За организацию социал-демократических кружков среди рабочих Путиловского завода был арестован и сослан на каторгу. Политссыльной была и мать Сергея Аполлинариевича — Юлия Борисовна. Долгие годы провели его родители в Сибири, потом перебрались на Урал. Отец, инженер-технолог, стал работать на Миасском заводе. Вскоре он трагически погиб во время геологической разведки, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, тогда едва исполнилось три года. Потеря отца тяжело сказалась на материальном положении семьи. Но, несмотря на все трудности, детство Сережи было веселым и озорным. Няня Наталья Евгеньевна — женщина скромная и простая — сыграла, по словам Сергея Аполлинариевича, главную роль в его воспитании, научила будущего художника воспринимать природу, рисовать, привила ему доброе отношение к окружающему миру.
С 1930 г. С. А. Герасимов — режиссер кинофабрики «Совкино». Начал руководить мастерской экранного искусства при киностудии «Ленфильм». Фильм «Семеро смелых» (1936) был первой настоящей удачей молодого режиссера.
В 1944-1946 гг. Герасимов возглавлял Центральную студию документальных фильмов. Именно ему было поручено руководство съемками Ялтинской и Потсдамской конференций, а в качестве постановщика — съемками Парада Победы в Москве (1945).
В 1945 г. он стал режиссером «Союздетфильма» (ныне — киностудия им. М. Горького). После войны появилось новое поколение учеников режиссера, вошедшее в киноискусство под названием «молодогвардейского»: их дебютом стал фильм «Молодая гвардия».
После «Молодой гвардии» он начал работу над «Тихим Доном». Фильм, получивший 1-ю премию Всесоюзного кинофестиваля (ВКФ) за режиссуру и Гран-при Международного кинофестиваля (МКФ) в Карловых Варах в 1958 г., Почетный диплом Гильдии режиссеров США лучшему заграничному фильму в 1960 г. до сих пор считается непревзойдённым эпическим полотном отечественного кинематографа.
Особая страница в биографии Герасимова — родная уральская земля, которую он любил и на которую всё время возвращался. «К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно. Уральские края для меня — образ нетленной красоты. Приезжая к вам, я неизменно восхищаюсь трудом и талантом своих земляков», — сказал он в одном из выступлений перед челябинцами.
На территории нашей области снималось несколько фильмов мастера. Наиболее известный из них – «Журналист», снятый в Миассе и Европе. Юная Галина Польских, снявшаяся в фильме, с нежностью вспоминает о Миассе. Мы там можем увидеть до боли родные старый вокзал, старую проходную автозавода, наши озера и деревенские заборчики и новые кирпичные дома. В этом фильме успешный журналист, познакомившийся с девушкой из Миасса (Польских), выезжает в Европу, общается с Анни Жирардо, встречается с соблазнами, но возвращается в Миасс, поняв, что Европа потеряла что-то важное и настоящее.
Символическим стал первый показ этого фильма в Чебаркуле (август 1967 г.), в клубе им. Горького. Тем Сергей Герасимов подчеркивал преданность своим корням.
Цикл из четырех двухсерийных картин, созданный художником за десятилетие, открыл фильм «Люди и звери»(1962). Эти фильмы 1960-1970-х гг.: «Журналист»(1967, Большой приз МКФ), «У озера» (1970, премия МКФ в Карловых Варах; Государственная премия СССР, 1971), «Любить человека» (1973, главная премия ВКФ), «Дочки-матери» (1975) показали его как разнопланового мастера. В названии фильма «Любить человека» лаконично и емко выражен пафос его творчества. Эту знаменитую ленту раньше москвичей увидели сотрудники института «Челябинскгражданпроект».
Сергей Аполлинариевич снял более 30 кинокартин, но только к концу жизни выполнил свое заветное желание — создать ленту о Л. Н. Толстом и самому исполнить главную роль. Выступая перед челябинцами на премьере фильма «Лев Толстой» (состоялась в августе 1984 г. в Доме политпросвещения), он сказал: «Нашей главной задачей было не пересказать биографию Толстого, а показать, как актуальна сегодня его борьба за человеческое в человеке. Молодому поколению необходимы нравственные уроки Толстого, его идеалы добра и справедливости».
Через год, в 1985 г., Сергея Аполлинариевича не стало. Незадолго до смерти он приезжал в отпуск на малую родину, где отдыхал на любимом им с детства озере Чебаркуль. Последняя встреча Мастера с земляками прошла в ДК села Травники 19 августа 1985 г. 21 августа стало последним днем его пребывания на Урале.
В музее Герасимова С.А., который располагается в здании сельского Дома культуры в селе Кундравы вы можете увидеть подлинные личные вещи великого мастера, награды и документы, шахматы, трость, подаренную ему Чарли Чаплиным. В музее стоит стол для игры в бильярд, которому больше ста лет. Музей открыт для посетителей практически в любое время. Найти его очень просто – любой местный житель укажет вам дорогу.
Прекрасные актеры и преданные ученики Мастера — Сергей Никоненко, Наталья Белохвостикова, Зинаида Кириенко, Валентина Теличкина и другие часто бывают в Кундравах, помогают музею. Но ясно, что музей требует отдельного места, создания более масштабного мемориально-культурного центра имени Герасимова, и может быть, выездную уральскую мастерскую ВГИКА, чтобы будущие мастера кино питались энергией земли, которая дала миру гениального режиссера. Тем более дом, в котором он родился, стоит до сих пор!

ВТОРОЕ: ФИЛИАЛ ВГИК
МЕМОРИАЛЬНАЯ КИНОСТУДИЯ ГЕРАСИМОВА
Он – автор легендарных советских фильмов, которые представляли наше лицо в мире. «Семеро смелых», «Молодая гвардия», «Тихий дон». Он – мировое имя мирового кино. «Тихий дон» до сих пор входит в пятёрку киношедевров всех времен и народов. Многие его называют лучшим фильмом в истории кино. Он входит в пятёрку самых выдающихся режиссеров в истории.
Он — режиссёр и постановщик Парада Победы на Красной Площади в 1945 году.
Он – великий Сергей Герасимов.
В Большой Советской Энциклопедии место его рождения «прописано» в Свердловске.
Это не так. Он – родился в поселке Десятилетие около деревни Сарафаново, что недалеко от озера Чебаркуль. В нескольких километрах от самого крупного куска Челябинского метеорита.
Все располагает к тому, чтобы создать в Сарафаново киностудию его памяти и имени. Можно начать с летних сценарных курсов.
В чем суть мемориальной киностудии?
Сделать классические киностандарты, во множестве заложенные в кино Герасимовым, – образцом для создания новых кинопроизведений. Начиная с мощных идей и тем, продолжая великолепной стилистикой фильмов, выдающейся кадровой работой с актёрами, — всё можно брать за образец, который можно развить.
Это может стать настоящей творческой мастерской по созданию классического кино.

ТРЕТЬЕ: ЛЕТНЯЯ СЦЕНАРНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
при поддержке
ЗОЛОТОГО ВИТЯЗЯ и лично НИКОЛАЯ БУРЛЯЕВА – ВЕЛИКОГО АКТЕРА.

КАК ФИНАНСИРОВАТЬ ПРОЕКТ ГЕРАСИМОВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.?ПОЧЕМУ НЕ ФОНД ЛИЧНОЙ РЕНТЫ ГЕРАСИМОВА?
Когда мы инициировали мемориально-пропагандистский проект «Герасимов», то сразу прямо и косвенно получили вопрос, обычный, впрочем, при инициации любого проекта подобного рода: Из каких средств вы планируете его финансировать? Еще одна нагрузка на бюджет?
Но ситуация такова, что есть источник средств, которые по определению должны быть направлены на увековечивание имени С.А. Герасимова и продолжение заложенных им традиций. Это — рента от созданных им произведений. В отличие от многих современников–режиссеров, С.А. Герасимов создавал в значительной мере не агитационные произведения, ориентированные на конкретный заказ руководства СССР[1], но произведения, в которых поднимались вопросы, которые принято относить к «вечным», не имеющие ограничений по времени и территории. И поэтому его картины смотрят во всем мире. По оценкам ряда экспертов, из русских и советских режиссеров, по популярности в мире С.А. Герасимов стоит на втором месте после Тарковского. Так почему бы не создать «Фонд Герасимова» на базе авторских отчислений от проката его картин, продажи носителей и т.д.?

Но прежде чем начинать разговор о такой деликатной сфере, как авторское вознаграждение, я хотел бы оговориться, что не являюсь профессиональным юристом, тем более в области авторских и исключительных прав. И буду рад помощи в этом вопросе.

Сегодня, здесь, мои коллеги говорят о бессрочной ренте. Я считаю это правильным. Вечные произведения должны быть вечными и в финансовом плане тоже. Но хотел бы взглянуть на вопрос с учетом существующей реальности.
Начнем с действующего законодательства РФ. Статья 1281 Гражданского Кодекса РФ определяет срок действия исключительных правв 70 лет, начиная с 1 января года следующего за годом смерти автора. В случае С.А. Герасимова это с 1 января 1986-го по 31 декабря 2055-го. То есть на текущий 2019-й год, в соответствии с действующим законодательством, С.А. Герасимов может сам себя финансировать.

О каких суммах может идти речь? Сейчас расчет размера авторских отчислений – процедура очень сложная, зависящая от целей демонстрации, географии, размера аудитории, тиража носителей и пр. Но в качестве ориентира можно принять 1% от суммы сборов. Если принять, что в кинотеатре демонтируется 2 сеанса в день, и на каждом присутствует 20 человек, то при цене билета в 150 руб. можно говорить о сборе 6000 рублей и, соответственно, 60 рублях авторских отчислений. Это только с одного кинотеатра в один день. Если учесть, что по миру кинотеатров тысячи, а еще десятками тысяч исчисляется количество просмотров, например, на Youtube, то нужно говорить об очень серьезных суммах.

Теперь попробуем затронуть сложности, которые неизбежно возникнут при углублении в вопрос авторского вознаграждения С.А. Герасимова.
Начнем с деликатного вопроса: А кто может претендовать на «авторские» от фильмов С.А. Герасимова? Кто наследники? Нынешнее положение дел таково: Прямая наследница — супруга Т.Ф. Макарова скончалась в 1997-м. Приёмный сын (племянник жены) А.С. Макаров – скончался в 1995-м. то есть, прямых наследников У С.А. Герасимова на данный момент нет. Ныне здравствует дочь двоюродной сестры – И.Б. Роднянская (род в 1935-м). Прямой наследницей она не является и с мерой её интересов нужно разбираться.
Другой спорный момент – это, как принято говорить в юридической практике – «служебное произведение». Статья 1295 ГК РФ однозначно определяет, что «исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное». Во время создания своих произведений С.А. Герасимов находился на государственной службе. Свои картины он создавал на средства и по заказу государства. И «иного», никаким договором быть предусмотрено не могло. Да и договоров не существовало в принципе. То есть Российская Федерация, как правопреемник СССР имеет права на произведения С.А. Герасимова и её интересы необходимо учитывать. Но с другой стороны, это делает Российскую Федерацию заинтересованным лицом в увеличении сборов от проката фильмов С.А. Герасимова и нашим союзником.

Наконец, предвижу вопрос к нам, как разработчикам проекта «Герасимов»: А Вы готовы платить «авторские»?
Здесь ситуация следующая: в соответствии со ст. 1274 ГК РФ, использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется. Всё, что мы наработали до настоящего времени создано в научных и образовательных целях и коммерчески не использовалось. Имя автора указывалось в обязательном порядке. То есть к нам, как к авторам научных работ по творчеству С.А. Герасимова, претензий с точки зрения действующих нормативных актов, нет. Но если проект «Герасимов» начнет зарабатывать, то мы готовы рассматривать вопрос отчислений, во-первых, с точки зрения создания прецедента, во-вторых, чтобы соответствовать нашим же заявлениям и предложениям.

Попробуем подвести итог.
Проект «Герасимов» вполне может финансировать себя сам, уже исходя из существующего законодательства. Задача создания «Фонда Герасимова» выглядит реальной. Но чтобы запустить этот процесс придется преодолеть целый ряд сложностей самого разнообразного характера.

ПОЧЕМУ РЕНТА ГЕРАСИМОВА ДОЛЖНА ИДТИ НА УРАЛ?
Все знают, что Великая Победа завершилась великим парадом на Красной площади. Незабываемое событие благодаря великой режиссуре, постановке Великой Церемонии, стало символом Победы навсегда.
Но мало кто знает, что поставил Парад Победы великий режиссёр, который до этого стал руководителем съёмок Ялтинской и Потсдамской конференций.
И мало кто знает, что это был режиссёр незабываемых фильмов, среди которых легендарные «Семеро смелых», «Молодая гвардия», «Тихий Дон».
Но еще меньше людей знают, что он наш земляк.
Имя этого человека — Сергей Герасимов, имя которого носит сегодня ВГИК.
Во многих энциклопедиях местом рождения называют Свердловск. На самом деле это не так.
Сергей Аполлинарьевич родился в поселке, который сейчас носит название Десятилетие, что около Сарафаново. Сохранился и дом, в котором он родился (на фотографии). Есть метрики. Есть музей в Кундравах.
Сергей Аполлинарьевич любил Миасс, Чебаркуль, наши озера и не только постоянно бывал на родине с женой Тамарой Макаровой, которая сыграла лучшую Хозяйку Медной Горы, но и снял в Миассе один из любимых своих фильмов «Журналист» (1967 г). Галина Польских, сыгравшая главную героиню в фильме, приехав в Миасс в 2000 году, рассказывала, как Сергей Аполлинарьевич любил свой Урал, Чебаркуль и Миасс.
В одной из встреч на родине он сказал: «К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно. Уральские края для меня — образ нетленной красоты. Приезжая к вам, я неизменно восхищаюсь трудом и талантом своих земляков».
Постановка Парада Победы, по его воспоминанием, по мере ответственности и трудности не имело аналогов. Замыслив выезд Жукова на белом коне, он мучительно волновался, не подведёт ли Жуков, который к тому времени утратил уверенные кавалерийские навыки и обрёл навыки непререкаемого военачальника. Жуков, сначала сомневавшийся в замысле Герасимова, потом подчинился и согласился на длительные тренировки.
Жуков не подвёл Герасимова.
И эта находка до сих пор является олицетворением самого Парада, как и другая находка – низвержение гитлеровских знамён к подножию Кремля.
Низкий поклон нашему земляку за создание великого символа Нашей Победы!

[1] Например, работы Пырьева, Александрова. При всем уважении к мастерству режиссеров и всех создателей фильмов, многие из их работ были отлично сделаны, но были ориентированы на заказ. Не хотелось бы, чтобы «агитационное произведение» трактовалось как качественная оценка. Это жанр, который имеет свои ограничения и свои требования.