УЧИТЕЛЬ

Автопортрет — всегда риск. Приукрасить, преувеличить про себя – рука с кистью всегда поможет. Я всегда предпочитаю автопортреты с диалоговым потенциалом – когда художник и человек хочет о себе рассказать то, что не смог донести через картины.

И вот такой автопортрет Соловьева.   

И что мы видим? Вместо жизнелюба, светящегося человека, какого мы знаем в жизни  – лицо строгого учителя. В очках, с внимательным взглядом.

Перед нами учитель рисования.

Я часто задавал себе вопрос, зачем художник преподает? Ведь он уникален, ему нужно сохранить свою уникальность, свое имя. Зачем ему плодить конкурентов? Ведь каждый ученик – особенно успешный – конкурент.  

Это вопрос я впервые задал, когда побывал в 1995 году по приглашению Ильи Глазунова на семинар, который он вёл сам в своей Академии. Причем та страсть, которой он обучал, вызывала вопрос: а стоят ли усилия, затраченные им на учеников, если в этот же момент можно написать еще один шедевр? Причем понятно, что картина автора с Именем гарантирована к реализации, а вот выйдет из учеников художник – вопрос. На уроке работала его младшая дочь Вера. И вот я смотрел на неё и думал, сумеет ли воля отца переломить в Вере соблазны молодежные и она станет художницей? На тот момент её опережал старший сын Глазунова Иван, который активно входил в художественное пространство.

Это страшная интрига – как твои дети, изменят семейной миссии или нет? – становится для Учителя вопросом: изменишь ты моему учению, или нет?

Отсюда строгость взгляда Соловьева с картины: ты, кто, ученик, времянка или навсегда?

Опыт Глазунова показал: можно своих детей ввести в творчество и передать традиции, учение!

Иван стал автором одной из драматичных вещей по библейской истории – «Распни его»! А Вера – автором картины по очень рискованной тематике – казнь Елизаветы Федоровны в Алапаевске. Очень большой риск, но она на него пошла, и я лично убедился в том, что мой прогноз о её будущем – станет она художнице и продолжит дело отца или нет? – состоялся – она стала хорошим мастером.  

Василий Соловьев преподает в художественном институте. Его изображают ученики на совместных портретах. Но если у Глазунова были династические установки, то у Соловьева традиционалистические – с целью передать своё искусство новым поколениям. Это говорит об идейности творчества, о жажде передать идеи не только своими полотнами, но и школой.  

Это крайне важное дело – пойти и сделать выбор — создать школу! Зачем? — чтобы наплодить конкурентов? Ведь это противу индивидуального интереса остаться самим уникальным и непревзойденным!

Есть художники, которые идут на создание школы.  

Это означает, что Учитель понимает искусство как коллективный процесс: искусство живет, когда в нём все – и зрители, и школа, которая подтверждает значимость художника тем, что она берет эти традиции в Будущее!  

И портрет напоминает строгого смотрящего: так ли соблюдаете честь своего Учителя, ребята?