ЧТО ДЕЛАТЬ С ФЕРАРРО-ФЛОРЕНТИЙСКОЙ УНИЕЙ.

Здравствуйте, Андрей Валентинович!

Большое спасибо за высокую оценку моих более, чем скромных познаний в церковном праве.

По сути считаю возможным лишь повторить свои доводы по вопросам, которые Вы мне уже задали. Разве лишь только с некоторыми подробностями.

  1. В целом все эти вопросы имеют духовно-религиозный и политико-правовой (государственно-правовой) характер.

Обращаю Ваше внимание на действующий Устав Русской Православной Церкви (далее РПЦ).

Так, согласно ст. 1 (Глава 1 «Общие положения») РПЦ является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

Другими словами, наша РПЦ — в какой-либо юридической и прочей административной зависимости от Вселенского Патриарха (Патриархата) не находится.

В соответствии со ст. 4 Устава РПЦ при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

Как видно, Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1445 гг.) к таковым Вселенским и Поместным Соборам не относится. Более того, он признается только Католической Церковью.

  1. Согласен, что Ферраро-Флорентийский Собор нуждается в духовно-религиозной и государственно-правовой оценке.
    2.1.  С точки зрения духовно-религиозной что мы имеем? А то, что вероучительное единство и молитвенно-каноническое общение Православной и Католической Церквей не состоялось. Почему не состоялось, хорошо показано А.В. Карташовым в его «Очерках по истории Русской Церкви» (Москва «Терра»-«Terra» 1993. С.  348-389). Если кратко отметить, то здесь имели место не только вероотступничество императора  Иоанна Палеолога и его «протеже» Исидора, «засланного» к нам митрополитом,, а также обмана, физического и психического насилия над членами нашей делегации со стороны  Папского Рима и т.п., первоначальная нерешительность великого князя Василия… Потом все-таки разобрались.

    На стр.  374 Карташов А.В. пишет, что после того, как императора Иоанна Палеолога сменил его брат Константин, снова на время было восстановлено православие, и следовательно, вселенское  достоинство православной царской власти. Уверенность в себе русским идеологам придало поразившее умы православных современников событие – падение Константинополя. Русские сразу взглянули на этот факт, как на явное наказание Божие священному городу за его вероотступничество и как знамение нового высокого призвания их собственной земли.

    2.2. Таким образом, Фераро-Флорентийская уния отвергнута Православным миром и признается только Католической Церковью.
    С точки духовно-религиозной и государственно-правовой эта Ферраро-Флорентийская уния каких-либо юридических обязанностей и правовых последствий для нашей РПЦ не влечет. Для нашей РПЦ она – религиозный и юридический «нуль»!
    2.3. Действия нынешнего КП Варфоломея I юридической оценке не подлежат, но гореть ему в аду синим пламенем. Не будем забывать, на чьей «земле» находится его офис, а его болтовня не об освобождении, а об отторжении славянских земель от Оттоманской империи, свидетельствует о тесном союзе Ватикана и Анкары в борьбе с русским православие. 
  2. Но вернемся назад. Как бы в «моральном плане» эта уния еще долго не «отпускала» русских православных. Видимо, «сработала» традиция длительной связи со Вселенским Патриархатом и в 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия  II учредил Московский Патриархат. Вместе с тем, «зависимость митрополита от государственной власти возросла настолько, что он стал ставиться на митрополичий трон и изгоняться с него по одной воле светской власти. Приобретение в конце ХVI в. Русской церковью патриаршего титула ровно ничего не изменило в этом  отношении в её жизни внутренней. Титул ни капли не прибавил власти главе русской церкви и ни капли не ослабил её полной зависимости от государства. В патриаршем титуле и в горьких подписях под ним восточных патриархов, русская церковь только с запозданием получила официальную печать той автокефалии в канонической форме, которой она фактически жила уже с половины ХV в.» (А.В. Карташов. С. 380). 
  3.  С точки зрения государственно-правовой Россия является правопреемником Византийской Империи. Полагаю, это интересно в свете разрабатываемой Вами теме «О монархии».
    Возникшая у русских после Флорентийской унии и падения Константинополя идея о переходе прав и привилегий византийских императоров на московского князя нашла себе реальное основание и поддержку в браке великого князя Ивана III Васильевича (1462-1505) с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью. Имя Зоя сочтено униатским. Несомненным признаком принятия Константинопольского наследства московскими князьями служит усвоение Иваном III герба восточной Римской империи – двухглавого орла в качестве русского государственного герба. Москва – Третий Рим (Инок Филофей). Вспомните, Афонские монахи где поставили нашего президента? На место, где всегда по время молитвенных слуцжб стоял Византийский император, Гарант Православной веры!

5. Выводы:

5.1. Ферраро-Флорентийская уния никакой обязательной юридической силы для ей РПЦ не имела и не имеет! 

5.2. Решения Вселенского Ппатриарха не являются для РПЦ обязательными.

5.3. Позиция РПЦ относительно его последних антиправославных решений, повлекших церковный раскол на Украине, и т.д., считаю, взвешенная и ни в какой связи с Ферраро-Флорентийской унией не находится.

5.4. К сожалению, эффективных правовых средств по защите собственности РПЦ и православных святынь за рубежом пока нет, в долгосрочных договорах о сотрудничестве России с другими государствами этим вопросам, можно сказать, должного внимания не уделяется.

5.5. Полагаю, на православные святыни  (святые мощи и т.д.) также должен быть распространен правовой режим объектов собственности, что в какой-то мере будет способствовать более эффективной правовой защите церковной собственности, а вместе с этим и чувств наших верующих.

Здесь необходимо объединить усилия ученых-правоведом, представителей РПЦ и внести соответствующие законопроекты.

5.6. Я, как светский человек, мог бы сказать, что наша РПЦ должна вести себя более решительно, чтобы противодействовать сатанинскому беспределу киевских властей! Но, не скажу!  Только выдержка, только молитва за скорейшее окончание войны и обуздание бесов! И, конечно, наша Победоносная Армия Воинов Духа! Победа будет за нами. А вместе с нею и Победа нашей Церковной Правды!5.7. Россия является правопреемником Византийской Империи!